Как рассказала «МК» старший помощник прокурора края Елена Пимоненко, в торговых сетях изучены первичные платежно-расчетные документы на поставку социально значимых групп товаров, а также документы, характеризующие финансово-экономические и корпоративные взаимоотношения торговых сетей и хозяйствующих субъектов. «Установлено, что увеличение розничных цен на эти товары допускалось всеми участниками рынка: торговыми сетями, оптовыми поставщиками, а также производителями, - сообщила Пимоненко. - Проверка показала, что в краевом центре действуют крупные оптовые поставщики (ООО «Данон», ОАО «Вимм-Биль-Дан», ИП Ярошенко С.А. и др.), оказывающие существенное влияние на конечное ценообразование продуктов питания посредством доминирования на рынке, включения в договоры поставки дискриминационных условий, ограничивающих конкуренцию. В ряде случаев названные хозяйствующие субъекты по определенным товарам занимают от 50 до 100 % «полочного пространства» в торговых сетях «Каравай», «Красный Яр», что создает неравные конкурентные условия и приводит к вытеснению местных производителей, которые представлены в магазинах не более чем на 10-12 % товара».
Любопытная оценка. Сразу вспоминаются спичи краевых чиновников о том, что нужно помогать местным труженикам села, давать возможность реализовать свою продукцию в магазинах города. «МК» не раз писал о мерах краевой власти в этом направлении, сомневаясь в их эффективности, и вот, как говорится, результат налицо. Помнится, в декабре новый (старый) министр промышленности и торговли Анатолий Цыкалов гулял по одному из супермаркетов, проверяя, как представлен местный производитель. СМИ тогда написали: «Чиновник отметил, что региональные поставщики лидируют по ряду социально востребованных групп товаров. Например, 100 % в общей доле занимают поставки говядины, 60 % — курицы, 50 % — свинины. Региональные производители поставляют 90 % молочной продукции. Абсолютное преимущество у местных производителей по хлебобулочному ассортименту. Овощная продукция является привозной лишь на 16 %».
То ли Цыкалову на входе в супермаркет специальные очки выдали, то ли ценники с названиями фирм подменили. Как государственный муж узрел местных товаропроизводителей в таких объемах - загадка. Впрочем, у «ока государева» зрение оказалось ближе к реалиям.
Но вернемся к проверке. «Выявлены случаи ценового сговора между ООО «Смарт» и ООО «Фрешретейл», осуществляющими деятельность под брендом «Красный Яр». Проверка деятельности сети «Командор» показала, что ООО «Ритейл-сервис», будучи основным поставщиком продукции, является аффилированным лицом по отношению к организациям, входящим в холдинг «Командор». Результатом согласованных действий стала торговая надбавка сетей на отдельные социально значимые продукты питания от 30 % до 159 %», - сообщила Елена Пимоненко.
Материалы проверок прокуратура передала в УФАС по краю для возбуждения дел о нарушении хозяйствующими субъектами законодательства о конкуренции и торговой деятельности. Максимальное наказание для юридических лиц – штраф пять миллионов рублей и дисквалификация руководителя сроком до трех лет.