Школьников посадят на двенадцать лет

Сроком образования компенсируют короткую учебную неделю

 Споры о том, сколько дней в неделе детям надо учиться, разгорелись не сегодня и не вчера. У сторонников каждой из систем имеются свои аргументы, причем довольно веские, поэтому решить, кто прав, не так просто. Хотя есть один вариант, примененный накануне нынешнего учебного года в Москве - там всем школам было дано распоряжение перейти на «пятидневку». И вроде никаких акций протеста, митингов и лент разных цветов не случилось – никто так и не вышел на площади с требованием вернуть дополнительный учебный день. Сочтя эксперимент удачным, федеральные власти дали задание регионам: обсудить ситуацию с учениками, родителями, педагогами и определиться.

Красноярцы свое мнение выразили. Но только вряд ли оно станет определяющим для всех школ без исключений.

Сроком образования компенсируют короткую учебную неделю
Рисунок: Анатолий Самарин

Пять лучше, чем шесть

Красноярским сторонникам «пятидневки» повезло изначально - руководитель главного управления образования города Алексей Храмцов не раз публично заявлял - он выступает за то, чтобы его дети отдыхали от занятий два дня. И это на местном уровне достаточно сильное лобби. Однако нынче никто ничего самолично не решает. И красноярцам устроили общественные обсуждения - до 15 ноября все желающие могли высказаться на сайте администрации города.

В итоге с огромным перевесом победила «пятидневка». Всего выразили мнение 4500 человек. В той или иной форме за пять учебных дней проголосовали 94 процента респондентов. Среди сторонников двух выходных дней - многодетная мама, исполнительный директор фонда В. П. Астафьева Дарья Мосунова: «Я выступаю за «пятидневку», так как информации на детей валится огромное количество, а вот побыть с родителями, погулять по лесу, сходить в музей или в театр некогда. Сейчас ведь не то время, чтобы дети только в школе получали информацию. По некоторым дисциплинам ребятишки сильнее учителей подкованы. Не раз видела, как школьники рассказывают по той же географии интересные вещи, о которых учитель не знал. Ведь, к сожалению, не каждый педагог может побывать в Лувре, путешествовать, а некоторые дети благодаря родителям имеют такие возможности. В общем, если резюмировать, лишний день нужен для семьи, а не для школы».

«В своих комментариях жители нашего города предлагали сократить учебную неделю за счет таких ненужных, по их мнению, предметов как музыка, технология, изобразительное искусство, физическая культура. Хотелось бы напомнить, что изучение данных дисциплин входит в федеральный государственный образовательный стандарт и общеобразовательное учреждение не имеет права исключить их из расписания, - прокомментировал итоги голосования Храмцов. - Однако в случае принятия решения о переходе школы на короткую учебную неделю образовательную программу можно будет сократить за счет предметов по выбору и профильных курсов. Результаты голосования - срез общественного мнения. Итоги не станут поводом для создания унифицированной модели организации учебного процесса во всех школах города».

Чиновник дал понять: по аналогии со столицей насильственного насаждения «пятидневки» в Красноярске не будет, каждая школа должна определиться сама. В каждом учреждении приводят свои доводы. Например, в гимназии № 14 считают, что мучить детей уплотнением занятий ради двух выходных не стоит. «Особенности нашей шестидневной учебной программы таковы, что ее содержание уместить в пять дней невозможно. Углубленные программы, программы профильного обучения предполагают большее количество часов. Чтобы сохранить здоровье детей и не перегружать их информацией, СанПиН предполагает шестидневную учебную неделю, где учебные часы распределены равномерно», - говорит директор Наталья Шуляк. Аргументов у нее более чем достаточно, но все они связаны со специализацией школы.

Между тем в Красноярске хватает школ, скажем так, обычных, в которых нет ни углубленного профиля, ни специализации. В них переход на «пятидневку» должен пройти практически безболезненно. Если какие-то дополнительные профили по желанию и есть, то они как раз факультативны и легко откладываются на субботу.

«Требования учебного плана укладываются в нормы пятидневной рабочей недели. А суббота предполагает выбор - это курсы, дополнительные занятия», - коротко прокомментировал директор школы № 149 Александр Шмаланд.

«Все это неоднозначно и для родителей, и для детей. Я лично выступаю за «пятидневку», - высказалась директор школы № 86, председатель комиссии по науке, образованию, молодежной политике и культуре Красноярского городского Совета депутатов Марина Малышева. - Для начальной школы - точно. Тем более что шесть рабочих дней - это ведь и для учителя тяжело. По сути, в этом случае и воскресенье выпадает - нужно проверить работы, контрольные, диктанты и так далее. Да и родителям тяжело - учатся, например, со второй смены вторые--четвертые классы. Родители отводят детей в школу и ходят встречать, а значит, и у них нет выходного, они не могут свои планы реализовать. Что касается старших классов, то и здесь, мне кажется, нет ничего страшного в переходе на пять дней - субботу ученики все равно будут посвящать дополнительным занятиям, подготовке к экзаменам. Но не в обязательном порядке, как при шестидневной системе, а по желанию. В любом случае школа открыта в субботу для дополнительного образования.

Равнение на устав

Конечно, администрация города могла бы дать указание всем школам: мол, со следующего года все переходят на «пятидневку». Но к чему эти средневековые методы? У каждого учебного заведения - свой устав.

«Ничто не мешает школам перейти на пятидневную систему обучения. Это все зависит от родителей и руководства школы. Закон «Об образовании» это разрешает. Механизм перехода зависит от устава конкретной школы. Есть школы, где решает управляющий совет, есть - где общее собрание. Подробно можно узнать у директора», - советует Храмцов.

Прямо сейчас изменить систему, разумеется, не получится - лишь со следующего учебного года. Но вряд ли учителя и руководство школы придут в восторг от родителей, которые заявятся в кабинет директора с заявлением - а давайте! Переход на «пятидневку» - это не просто сокращение одного дня. Это переустройство школьного мира - от переформатирования учебного графика до составления новых планов по работе столовой, техничек и сторожей. Заняться этим можно лишь летом. Однако некоторые учителя инкогнито заявили, что сомневаются в желании педагогов отказаться от отпуска и посвятить весь, например, июль тяжелой и нудной бумажной работе.

«Да лета и так нет у учителей, скажу вам честно. Хороший учитель все лето перерабатывает план занятий на будущий год, потому что программы и стандарты меняются. А перекроить шестидневную систему на пятидневную - ну, не такая уж это и сумасшедшая работа, поверьте», - заочно спорит Малышева.

Одиннадцати мало

Кстати, перевод учебных планов на пятидневную неделю все чаще обсуждается в соседстве с другой новацией, которой, скорее всего, в среднесрочной перспективе не избежать. Речь идет о переходе на 12-летнюю систему школьного обучения. Тот же Алексей Храмцов является ярым сторонником прибавления еще одного года к имеющимся одиннадцати.

«Сегодня объем знаний, который дается в школе, просто колоссальный. Дети не выдерживают нагрузки. Большинство стран мира уже перешли на 12-летнее школьное образование. Тем самым нагрузка снижается. И возможно, стоило бы сдвинуть возраст поступления в школу до шести лет. Про это нужно говорить, а не про переход на «пятидневку». Ведь неспроста весь мир переходит на раннее начальное образование», - уверен чиновник.

В данном случае все предельно понятно. Ни школы в отдельности, ни города и даже регионы самостоятельно принять такое решение не смогут. Для этого необходимо соответствующее распоряжение на федеральном уровне. К слову, в столице разговоры о двенадцатилетке ведутся уже не год и не два. И как раз обсуждается схема, по которой детей в школу необходимо отдавать с шести лет - то есть продлевать именно начальное образование, поскольку новые стандарты начальной школы педагоги уже не способны уместить в четыре года.

Обсуждений и экспертных мнений на эту тему было много – хватит на десятки монографий. Большинство придерживается мнения: переходить на 12-летнее образование нужно. Причем решение необходимо принять в ближайшие пять лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру