В зиму без «шубы»
Городские власти пообещали пострадавшим материальную помощь - в общей сложности около 28 млн рублей. Все получат разные суммы. Как рассказал мэр Эдхам Акбулатов, сильно пострадали 48 квартир. По его словам, семьям, проживающим в 33 квартирах, планируют выделить максимально возможную помощь – по 343 тысячи рублей. Еще пятнадцати одиноко проживающим горожанам – по 171 тысяче. При этом всем без исключения жильцам дома выплатят материальную помощь по 15 тысяч рублей.
Но погорельцев волнует и другой вопрос - что будет с самим зданием, лишившимся оболочки? Ведь вентилируемые накладные фасады - не просто эстетика, а обеспечение теплового контура здания. По некоторым оценкам, демонтаж и новая облицовка навесными конструкциями может обойтись в 10 млн рублей. Поскольку дом сдан в эксплуатацию недавно, еще действует гарантия застройщика («Сибагропромстроя») - пять лет. Но будет ли она распространяться на тот случай, если установят конкретного виновника ЧП, того же 34-летнего красноярца?
«Вата не горела!»
Авторитетный эксперт рынка, не пожелавший из-за вовлеченности в градостроительный процесс публично назвать свое имя, рассказал «МК» о проблеме подобных зданий и сооружений:
- Такая технология – облицовка высотных зданий вентилируемыми фасадами всех мастей (используются синтетические композиты, керамогранит) – имеет исключительно экономический характер. Ведь в Сибири, на мой взгляд, есть богатый опыт строек с использованием проверенного веками обожжённого кирпича, дерева, бетона. Есть и производственные мощности для выпуска этих строительных материалов. Однако за последнее десятилетие зданий с навесными фасадами становится все больше. Совершенно недопустимо их возведение, да еще с такой высотностью! Для безопасности, надежности эксплуатации жилье должно быть не выше четырех-пяти этажей. Но основная опасность таких зданий – в облицовке. Дома получаются, конечно, экономичнее, легче по «весу» (в два раза по сравнению с кирпичными), а значит, застройщик серьёзно экономит и на возведении фундамента. Но эти дома по долговечности еще не изучены! Стены тоже тоньше - опять удешевление. А вот дальше следует «шуба» - слой утеплителя и нетканый материал – гидроизоляционная и ветрозащитная пленка. А уж потом идет облицовочная плитка. Если в данном случае вопросов к теплоизоляции не возникло (минеральная вата не горела), то по композитным мембранам, которые полыхали, есть вопросы. На рынке есть много образцов с разной огнестойкостью - чем она ниже, тем дешевле.
Горюче-фасадочные материалы
Дальнейшие наши попытки разобраться, кто конкретно понесет ответственность за «горючесть» использованных материалов, все больше похожи на детектив. В возведении любого здания, в том числе горевшего дома на улице Шахтеров, присутствует множество действующих лиц и компаний – от застройщика и заказчика до многочисленных субподрядчиков.
Из технической документации «Сибагропромстроя» на дом № 40 по ул. Шахтеров следует: «Для наружного утепления стен применена система навесных вентилируемых фасадов «СИАЛ Г-КМ» с облицовкой кассетами, выполненными из алюмокомпозитных панелей «Алюком».
В свою очередь проектировщик фасадов СИАЛ Г-КМ - красноярский завод «Сегал» - на своём сайте объясняет, что панели «Алюком» «представляют собой листовой трёхслойный материал, состоящий из сердечника и наружных листов облицовки из алюминиевого сплава». А производители этих панелей – местный же ООО «Прокатный завод «Алюком» - заявили по поводу причастности к пожару: мол, мы производим алюминиевую композитную панель, соответствующую техническим требованиям, предъявляемым к данному материалу. Это подтверждается протоколами испытаний на соответствие панелей требованиям технического регламента о пожарной безопасности. Композитные панели различаются по группам горючести, но сама по себе группа горючести панели не дает полной картины о пожарной безопасности фасада здания, поскольку композитная панель - это только один из элементов фасадной системы здания. Ее другие элементы - это утеплитель, система крепления, пожарные отсечки, ветро- и гидрозащитная пленка и т. д., которые также должны соответствовать требованиям пожарной безопасности. При решении вопроса о соответствии фасадной системы здания требованиям пожарной безопасности необходимо проведение испытаний всей фасадной системы на определение класса пожарной безопасности (К0).
Иными словами, выяснять, кто виноват в горючести фасадной облицовки, придется проверяющим инстанциям. В том числе госпредприятию «Красноярская краевая государственная экспертиза», которое два года назад выдало положительное заключение госэкспертизы на проект пострадавшего жилого дома.
Неясные правила эксплуатации
Технология, по которой построен дом на Шахтеров, – не новшество для Красноярска. По некоторым оценкам, доля строений со схожими конструктивными решениями только в жилом секторе сегодня составляет около четверти всей недвижимости. Не считая многочисленных, красивых в своем глянце, но опасных офисных, развлекательных, торговых строений. Заведующий лабораторией комплексного обследования центра мониторинга технического состояния ОАО «Красноярский ПромстройНИИпроект» Алексей Колмаков рассказал «МК» о своём профессиональном видении ситуации вокруг трагедии и навесных фасадов в целом:
- Случаен пожар или закономерен? Закономерен! Я уверен, что основная причина трагедии – в горючести композитных облицовочных панелей. Сами панели поддерживали открытое горение! Не любой материал может загореться – может оплавиться, но не гореть огнем. Да и сам воздушный слой в вентилируемых фасадах создает тягу для подачи воздуха при горении. В этом и есть основное свойство таких фасадов – там все время идет движение воздуха для удаления влаги из утеплителя. Да еще, похоже, применялись не те панели, которые были заявлены в проектной документации. На сегодняшний день, я думаю, будет очень трудно доказать, какие конкретно панели и материалы были использованы на самом деле. Наименований сотни!
В МЧС не исключают, что по итогам экспертизы будут возбуждены уголовные дела. «Есть проектное решение, которое проходит государственную экспертизу. Если проектное решение совпадает с теми материалами, которые были фактически использованы, то все должно быть хорошо», - пояснил глава регионального управления МЧС Евгений Вершинин. Если же экспертиза выявит несовпадение использованных материалов заявленным, то у строителей могут возникнуть серьезные проблемы.
Между тем Алексей Колмаков уверен, что дома с навесными фасадами – вещь недолговечная. Их надо со временем или переустанавливать, или демонтировать. И главное - до сих пор на них нет СНИПов, жесткой нормативной базы, которая бы регламентировала производство и монтаж по этой технологии. А пока каждый производитель или монтажная организация самостоятельно заказывают техсвидетельства. Это позволяет сдавать на экспертизу одни образцы, а использовать другие. Если краевые власти не примут ограничивающих мер по использованию навесных вентилируемых фасадов, то «шахтерская» трагедия может повториться, - считает эксперт.