В кошельке учителя зазвенит по расписанию
Магистральной темой встречи стал заработок педагогов. В течение часа Виктор Александрович не покидал трибуну, рассказывая сидящим в зале свое видение ситуации. И не порадовать педагогов оно не могло. Раскритикованная ими система оплаты труда изменится уже с первого октября.
Сегодня доход учителя складывается из двух частей – базовой и стимулирующих выплат. На долю первой приходится 60 % заработка, тогда как на 40 % он зависит от того, взял ли преподаватель на себя дополнительные часы работы и каковы успехи его учеников. Выходит, что учитель становится заложником старательности последних. К тому же нередко размер премиальных бонусов зависит от отношений внутри коллектива. Учтя чаяния педагогов, Толоконский принял решение изменить сомнительную пропорцию. Перераспределение средств приведет к увеличению доли гарантированной части выплат до 75 %. «Учитель, работающий в школе, должен качественно давать свой предмет, - замечает председатель профсоюза работников народного образования и науки Людмила Косарынцева. – Поэтому логично, что принято решение о серьезных изменениях в системе оплаты труда. В следующем году педагогам предстоит преодолеть непростые задачи, в частности, связанные с новыми профессиональными стандартами. Проблем в системе образования хватает. Важно, что правительство слышит о них и не стремится уйти от проблем. Как мы видим, совместно с общественностью пытается найти пути выхода».
В обиде не останутся и технические сотрудники образовательных учреждений. Уборщиц, дворников и поваров ждет добавка к зарплате. Несмотря на трудности, которые переживает бюджет, «пиром во время чумы» такую меру никто не сочтет. «В ближайшие дни в ЗС края будет внесен законопроект об изменениях в бюджете 2014 года, - ввел в курс планов Толоконский. - Объемы финансирования отрасли образования увеличатся на 500-600 млн рублей. Одновременно с этим будет принято решение об изменении заработной платы технического персонала. Уже в будущем году мы установим обязательную норму, по которой все работники бюджетной сферы, в том числе и образования, будут получать заработную плату не ниже прожиточного минимума, установленного в той или иной территории».
Так, не позднее лета следующего года техперсонал должен начать получать от восьми до двадцати тысяч рублей, в зависимости от прожиточного минимума в конкретном районе края. Не велика сумма, но сегодня она еще скромнее.
Профессия, что звучит гордо?
Не могли на совете смолчать и об еще одной весомой проблеме – дефиците кадров. Сегодня лишь единицы учеников педагогических вузов готовы работать по специальности. «Проблема связана не только с зарплатами и оснащением школ, - замечает преподаватель обществознания гимназии «Универс» Полина Долгорук. – Но и с профессиональной подготовкой молодых педагогов. Учитель сталкивается с реальной школой, не будучи готов к этой реальности».
Чтобы на смену нынешнему преподавательскому составу пришло достойное поколение, необходимо поднимать престиж профессии. Понятно, что он слишком долго падал, чтобы сделать это одномоментно. Но нет нерешаемых задач. Нужен лишь план действий. Таковой, со слов Толоконского, будет разработан уже в ближайшее время. Одним из его пунктов станет активное развитие контрактной системы подготовки специалистов. «Заказчик - а это высшие и средние специальные учреждения, готовящие преподавателей, - будет обязан организовывать необходимые для получения квалифицированного образования практики, - поясняет принцип Виктор Александрович, - проводить семинары, совершенствовать методические планы, которые позже можно использовать в школах. С другой стороны, специалист, обучаемый на бюджетной основе, должен будет отработать определенное количество лет в учебных заведениях. Это позволит готовить грамотных преподавателей, готовых в дальнейшем трудиться в детских садах и школах».
Волну оживления в зале вызвал вопрос излишней бюрократии в работе педагогов. Когда Толоконский порекомендовал министерству образования края и управлениям образования муниципалитетов обратить на проблему внимание, педагогическая публика встретила предложение аплодисментами. В плену бумажной волокиты, всевозможных отчетов и проверок у учителей все меньше остается времени на свои непосредственные обязанности. «Это притом, что одновременно мы говорим об информационных системах, сайтах, интернете, но все пишем, пишем и пишем, – недоумевает врио губернатора. - Должны быть четкие и ясные правила. Должен быть самоконтроль. Какие-то вещи нужно мониторить в электронном, автоматическом режиме, не прибегая к каким-либо отчетам. Образовательное учреждение может быть эффективным, когда оно ощущает свободу. Именно свобода формирует ответственность. Чем жестче регламент, тем меньше ответственность».
Так, если документооборот в образовательных учреждениях станет электронным, у учителей и воспитателей освободится время для творческих поисков. Словом, благодаря инновационным технологиям появится шанс отступиться от отчетов и начать «вкладывать душу» в свою работу. Последний фактор очень важно соблюсти, потому как педагоги в ответе за будущее Красноярья.
Сады края не станут поливать впустую
Конечно, на совете речь шла и о проблеме нехватки мест в детских садах. Учитывая позитивную тенденцию, наметившуюся в демографической картине края, детсады у нас должны появляться, как грибы после дождя. За прошедший год в крае открылись шестнадцать дошкольных учреждений. В сентябре для учеников распахнут свои двери пять новых сельских школ. Но и такого темпа недостаточно.
«Задачу нехватки мест в детских садах должны решать в каждом городе и поселке, - замечает Толоконский. - Отстраненности по этому вопросу ни от кого не потерплю. Вариантов подождать или отложить на потом решение этого вопроса быть не может. Уже к 2016 году мы должны снять проблему нехватки мест в детских садах для детей, достигших трехлетнего возраста, а позже создать места для детей от полутора лет».
Соответственно, необходимо увеличение финансирования отрасли. Вопрос об этом будет рассмотрен на ближайшей сессии Законодательного собрания. Народным избранникам, региональным чиновникам и общественникам врио губернатора рекомендовал поразмыслить над возможным вариантом введения дополнительных мер стимулирования муниципальных образований и частных инвесторов при строительстве садиков. Такой вариант может стать выходом. «Это будут бюджетные стимулы, но не прямое инвестирование, - поясняет Виктор Александрович. - Например, мы договариваемся с муниципалитетом о строительстве детских садов. Руководители будут знать, что за ввод определенного количества мест город или район получит из бюджета края фиксированные денежные суммы. Эта же схема будет актуальна и для частных инвесторов».
В свою очередь от депутатского корпуса прозвучало предложение вводить в школах так называемые новые школьные пространства. Тема современности для школьников имеет сегодня колоссальное значение. По мнению депутатов, ученику сложно уважать школу, если она воспринимается им как архаичный институт. Конечно, в городе школы подстраиваются под требования современности гораздо быстрее, чем на периферии. Тогда как школьники в районах смотрят точно такой же телевизор и пользуются ресурсами интернета, равно как и городские дети. И у них тоже формируется высокий запрос на качество среды в образовательном учреждении. Ее формированию нужно уделить особое внимание. Потому что пока в одних школах практикуется коворкинг, в других даже не знают, что это такое. Примеры успешного опыта перестройки работы школ на современный лад уже есть. Главное, чтобы они стали заразительными. Правительство же края обязуется тому всячески способствовать.
В завершении совещания Толоконский провел церемонию награждения педагогов. Ведь несмотря на все сложности, с которыми приходится сталкиваться краевой системе образования, уровень знаний местных жителей остается высоким. По информации минобрнауки края, профессиональное образование нашего региона стало одним из лидеров на федеральном уровне, что подтверждают многочисленные победы в российских конкурсах. Краевой показатель среднего бала ЕГЭ в 2014 году существенно выше общероссийского уровня по таким основным предметам как математика, история, литература и география. Помимо того край входит в первую десятку регионов страны по индексу развития человеческого потенциала. Конечно, Красноярью есть к чему стремиться. Но важно, что и сегодня, не в самых «тепличных» условиях, педагоги воспитывают конкурентоспособных сибиряков.