Если институт помощников и полпредов губернатора давно вызывал вопросы (что и зачем делает эта пусть немногочисленная, но оплачиваемая рать?), то с казначейством дело обстоит еще сложнее. Именно эта служба проводит «кассовое обслуживание исполнения краевого и местных бюджетов, предварительный и текущий контроль…» На смену региональной структуре придет краевое управление федерального казначейства, которое сейчас проводит только платежи, связанные с федеральным бюджетом.
Региональное казначейство было создано по инициативе краевой власти при губернаторе Александре Хлопонине. Тогда, по словам старожилов властных структур, край возжелал самостоятельности в распоряжении своими деньгами. Но если федеральное ведомство можно сравнить с банком, то региональное – с контрольным управлением. Как выразился один из собеседников «МК», «тут надо выбирать - или сокращение аппарата, или повышение рисков: после неправильных финансовых операций придется вылавливать их в ручном режиме по представлению следственных органов».
Председатель краевого Союза производителей и предпринимателей Михаил Васильев: «Казначейство - это финансовое учреждение, исполняющее бюджет так, чтобы эти деньги дошли до конкретного получателя, оно проводит контрольные процедуры, проверяет всю цепочку платежей, начиная с заявки какого-либо министерства на выплаты, к примеру, социальных пособий населению. Если говорить образно, казначейство контролирует, чтобы краевые чиновники не пользовались бюджетом «по понятиям». А только по закону».
Краевые чиновники между тем в кулуарах обсуждают, какие еще структуры без «риска для жизни» власти могут быть порезаны. Пожелавший остаться неназванном сотрудник администрации края считает, что можно смело прикрыть пару-тройку министерств: «Связи, промышленности, к примеру. Мне не ясно, зачем оно создано, если главный контроль промышленных показателей проводит минэкономразвития? О разработке какой-либо политики по отношению к промышленности вообще говорить странно - как видится, ее попросту нет. Или министерство инноваций и инвестиций - чем оно занимается? КРИТБИ можно передать в минобр! И уж совсем фантастическим кажется министерство по делам Севера! Надо четко понимать - есть органы, необходимые для региона – экономики, финансов, здравоохранения, образования, а некоторые другие успешно могут быть заменены каким-нибудь отделом в том же минэкономразвития. Разницы, считаю, никто не почувствует!»
Пока же реформа действительно выглядит неким эрзацем модернизации системы управления. Хотя некоторые наблюдатели уверены: после выборов может произойти действительно существенная перетряска властных структур. Михаил Васильев считает, в частности, что стоит обратить внимание на чиновничьи зарплаты и премии, которые по-прежнему радуют госслужащих своим объемом.