В двух других свинокомплексах - Назаровского и Большемуртинского районов - технологические инновации попроще, чем в «Агроэлите». Зато обнадеживают объемы производства. Сегодня, по информации регионального минсельхоза, все 45 свинокомплексов края совместно с подсобными хозяйствами селян ежегодно дают около 19,5 тысячи тонн мяса. После ввода свинокомплекса на 213 тысяч голов в Большемуртинском районе, запланированного на конец года, объемы увеличатся на 24,5 тысячи тонн. Вот тогда жители края будут иметь реальную альтернативу свинине импортного производства, а также мясу из Томска, Алтайского края, Белгородской области.
Впрочем, это пока планы. А сегодня, например, говядина местного производства красноярцам едва ли не в диковинку. По словам заместителя министра сельского хозяйства и продовольственной политики края Николая Акулова, за 2013 год произведено 3,6 тысячи тонн говядины. Это всего 1,7 процента производства мяса в крае.
Мясные предпочтения сельхозпредприятий легко объяснить. Как правило, рентабельность в птицеводстве и свиноводстве выше, чем в случае с крупнорогатым скотом. Корову нужно растить полтора года. А чтобы она стала способной давать молоко или производить потомство – требуется и вовсе около трех лет. Куда быстрее «оборот» со свиньями и птицами. Последних вообще можно вырастить за сорок дней, продать и получить доход от реализации.
Правда, за последний год птицефабрики края сдали позиции. Иные работают на последнем издыхании. В Березовском районе практически закрылась одна из «вотчин» холдинга «Сибирская губерния». Производство яйца и мяса оказалось вдруг нерентабельным. Как объясняет Николай Акулов, продукцию местных производителей выдавливают с родных прилавков соседи по СФО - их товар гораздо ниже по себестоимости. Секрет в том, что все они занимаются кроме животноводства еще и растениеводством. По большей части самостоятельно обеспечивают себя кормами, не завися от скачков цен на зерно. В крае по такому принципу работает всего пара предприятий.
ХХХ
Чтобы Красноярью в дальнейшем не пришлось «поститься», губернатор дал ученым и минсельхозу задание разработать единые для всех порядки кормления и содержания животных.
Понимание, что упор нужно делать даже не столько на строительство больших животноводческих комплексов, сколько на технологию содержания скота, систему и качество кормления, пришло к руководству региона после поездки на выставку агропромышленного комплекса в Словакию. Если корма будут хорошего качества и сбалансированные, то проблемы с производством мяса или молока станут не такими актуальными.
К разработке методик были подключены, помимо КрасГАУ, Красноярский НИИ сельского хозяйства и Красноярский НИИ животноводства. Итогом стали два технологических регламента, которые являют собой свод подробнейших инструкций для животноводов - по заготовке и хранению кормов, по рационам, по содержанию скота и прочее. Сейчас эта работа завершается.
«В частности, если сегодня конструкция 90 % молочных ферм края представляет собой привязное содержание молочного скота, то новая концепция предполагает переориентировать местных аграриев - не держать животных на привязи, - рассказывает Акулов. - В сложившихся экономических условиях мы считаем целесообразным не только рекомендовать, но и требовать от аграриев соблюдения определенных базовых принципов и технологий, закрепленных в технических регламентах. От выполнения этого минимального набора требований будет зависеть выделение государственной поддержки. Субсидии отныне будут выделяться не для того, чтобы аграрии закрывали ими какие-то «дыры», а использовали эти деньги на повышение производительности и качества продукции».
Учесть в концепции все нюансы сразу не получится. Она будет дорабатываться, возможно, не один год. Во время обучающих семинаров сельхозпроизводителей будут знакомить с новыми технологическими регламентами по животноводству в регионе. Примут на рассмотрение и встречные предложения от аграриев.
«Не могу утверждать, что в скором будущем край сам будет полностью обеспечивать себя мясом - я не сказочник, - говорит Николай Петрович. – Прекрасно понимаю, что проблемы не решить разом. Но если двигаться в этом направлении, общая продуктивность наших предприятий ежегодно должна увеличиваться на 200-300 килограммов и выйти на показатель шесть-семь тысяч кг. Иначе Запад, где скот круглый год пасется на полянке, отчего себестоимость производства низкая, подавит местных производителей своей продукцией. К примеру, если сегодня мы получаем 4600 килограммов молока, то на январь 2016 года удой должен подняться до пяти тысяч. При этом надо учитывать, что поднять удой с двух-трех тысяч легче, чем с четырех. Нужно предложить скотине особые условия. Корова должна чувствовать себя счастливой. Другого выхода у нас нет».