Камера обскуранта

Кампания против Гельмана притворилась борьбой за духовность

«Красноярская общественность» решила не отставать от краснодарской или новосибирской. На прошлой неделе в культурно-исторический центр, в министерство культуры и губернатору поступило несколько обращений с требованием запретить нашумевшую выставку «Родина» галериста Марата Гельмана. Но главной новостью стало коллективное открытое письмо за подписью известных общественников, депутатов и заслуженных красноярцев.

Кампания против Гельмана притворилась борьбой за духовность

«Не первый год против сознания нашего народа идет настоящая информационная война, - пишут авторы послания, считающие Гельмана одним из главных ее генералов. - Несколько лет назад среди экспонатов его выставки появилась живая обезьяна в кителе защитного цвета и... с советскими наградами на груди!» Но на этом он не остановился: в проекте «Родина» подписантов задела и скульптура блокадного хлеба, превратившегося, по мысли художника, «в объедок современности», и инсталляция «Голубые города», где купола церквей изображают спринцовки. «Нам всем сегодня непросто противостоять льющейся через средства массовой информации клеветы на Православие и Великую Победу», - призывают авторы губернатора и краевого министра культуры включиться в борьбу против выставки.

«Я согласился подписать после кадра, где на обезьян напялили ветеранские ордена», - рассказал заслуженный архитектор, почетный гражданин Красноярска Арэг Демирханов. Самой выставки «Родина», состоящей из нескольких десятков работ, он не видел, да и зачем - такого кощунства достаточно. Обезьяны с советскими орденами, понятно, возмутили и блокадников, и ветеранов.

Эмоциональнее всех отреагировал депутат ЗС Олег Пащенко. «Член рисуют, иконы рубят, жгут, малюют, крутятся. У меня отец и мать воевали, а какой-то истукан по фамилии Гельман навешал ордена, за которые они кровь проливали, на обезьян», – в сердцах говорит Пащенко, приписывая Гельману все «грехи» современного искусства, в том числе те, к которым тот отношения не имеет. - Кончились дни разгульные, кончились пряники. Родина пропала, а этот ходит, карикатуры рисует. Он хуже, чем предатель, его мало кнутом пороть».

Еще один подписант, депутат горсовета и театральный актер Владислав Жуковский настроен менее воинственно. Он ссылается на федеральный закон «О местном самоуправлении», по которому права на местах могут быть ограничены «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности и т. д.». Блюститель морали уверен, что в данном случае оскорбляется православие. Самой выставки он тоже не видел, зато про Гельмана читал «самые негативные» отзывы в прессе. «Пермь в нехорошем плане известна еще и тем, что там в драматических театрах переделывают классику, - сокрушается заслуженный артист. - Вся эта попытка идти не в русле традиционного искусства, а искать иные формы самовыражения напоминает мне одного красноярского художника (актер имеет в виду Олега Пономарева - «МК»), который рисует картины причинным местом». Впрочем, Жуковский не сомневается, что выставка все-таки состоится, но «кто не промолчит, опротестует, тот лишний раз получит благословенье божье. Для меня, например, это важно».

«Да нет на выставке никаких обезьянок. Я вообще не понимаю, что это за проект с живыми обезьянами. Было нечто похожее у украинского художника, но то была картина, - рассказывает замдиректора по проектно-исследовательской работе культурно-исторического центра Сергей Ковалевский. - Это просто выставка, но перед ней бежит шлейф скандалов, связанный с прошлыми акциями конкретного куратора. Художники сами по себе не имеют к этому никакого отношения». По словам Ковалевского, на «Родине» есть очень теплые и светлые работы, которые могут стать «настоящим подарком для ветеранов». «Выставка объединяет самые разные точки зрения, - объясняет замдиректора. – Есть иронические работы, но есть и лирические, и даже подчеркнуто патриотические». Как считает сотрудник КИЦ, нужно научиться разделять площадку политической борьбы и площадку культуры: «Я, конечно, польщен мнением хулителей и гонителей, что художественный образ имеет страшную силу воздействия на публику. Но боюсь, что сегодня у людей такое нагромождение образов, что просто картиной сбить их с панталыку и преломить внутреннюю ментальность нельзя. Тем более что здесь такой задачи не ставится».

ХХХ

А вот инициаторы обращения из красноярской ячейки антилиберального движения «Суть времени» думают как раз наоборот. «Как бы КИЦ и краевое министерство культуры ни хотели преподнести выставку Гельмана только как искусство, это не так. Это политика, и Гельман прежде всего политтехнолог, - уверяет член движения Владимир Волошко. - Сегодня он идет с выставкой, завтра он придет, как в Пермь, с «Культурным альянсом», послезавтра построит общественный центр на государственные деньги».

О своей концепции Гельман-политтехнолог открыто говорил не раз: децентрализация культуры. Создание в крупных городах самостоятельных центров притяжения, уникальных «городских брендов» - с тем, чтобы человеческий капитал не утекал в Москву. Реализацией плана, в рамках федеральной программы «Культурный альянс», с 2008 года он занимался в Перми, теперь планирует заняться в Краснодаре. Но, по «Сути времени», Гельман ведет Россию к развалу. Его задача - «развенчание всего, что дорого русскому народу». То есть содержание выставки инициаторам письма, по большому счету, безразлично.

«КИЦ давно превратился в рассадник постмодернизма, - говорит Волошко, - но одно дело работы сами по себе, а другое, когда они собраны Гельманом в один проект». Видимо, в особой последовательности работы загипнотизируют местную власть: выставка едет частным порядком, ни с губернатором, ни с минкультом Гельман ни о чем не договаривался. Даже приезжать не планировал, ссылаясь на занятость, но после поднятой шумихи пообещал. Интересно, знают ли сами подписанты, куда их привели обезьяны в орденах?

ХХХ

Для красноярцев культурные конфликты, борьба «западников» и «охранителей» уже не новость. В прошлом феврале, когда КИЦ объявил о перепрофилировании в музей современного искусства, классические «союзные» художники выступили резко против. Тогда тоже шла речь о бюджетных деньгах, о какой-то мифической смете на 100 миллионов рублей для музея, от которой с недоумением открещивались в министерстве. Но дискуссия разворачивалась куда более гуманистическая. Председатель краевого отделения Союза Художников Сергей Ануфриев вопрошал: кто дал КИЦу право монополизировать понятие современности? За полтора года тон поменялся, и теперь уже сами охранители хотят навязать свою «современность» силой, директивой, через губернатора. То от имени православных, чьи чувства оскорбляет именно Гельман, а не волшебные часы патриарха Кирилла или незаконная торговля в храме Христа Спасителя. То от имени ветеранов, оскорбленных медалями на обезьянах (которых они не увидят) больше, чем очередью за причитающейся квартирой (которую они тоже рискуют не увидеть). То от имени детей, чьей нравственности спринцовки на банках в каком-то там музее угрожают больше, чем улица, школа или телевидение.

И все это так яростно, что даже прежний «противник современного искусства» Ануфриев называет письмо «совком» и сравнивает с подписями «против апартеида».

Удивляться этому натиску, увы, не приходится. Нынешней зимой общество было принудительно расколото по линии надлома на два противоборствующих лагеря: западников и славянофилов, болотных и поклонных, белоленточников и антиоранжистов. Как угодно. Беда в том, что сделанный под насущные политические нужды разлом был не совсем надуманным, а потому сам по себе теперь не зарастает. Напротив: где раньше уральский писатель до хрипоты спорил с «гельмановским» министром культуры, теперь кубанский священник плюется в лицо, а красноярский депутат поджидает с кнутом в руках. И это, наверное, пострашнее любой «децентрализации».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру