Между Путиным и Бандерой
«На Украине произошел государственный переворот, к власти пришли фашисты. Это прямая угроза целостности русского народа и нашего братского народа Украины, - обозначил повестку акции в сквере Космонавтов ее ведущий, депутат горсовета Иван Серебряков. - Запрещают русским говорить на русском языке, угнетают, из русскоязычного населения хотят сделать недолюдей».
Дальше ораторский задор парламентариев только нарастал. «Черные тучи опустились на братский народ, недобитые фашисты поднимают голову, - отрефлексировал украинскую ситуацию депутат Владимир Кондрашов. - Советский Союз освободил всю Европу и переломил хребет фашистам. Пришло время напомнить им об этом».
«Все россияне за то, чтобы прекратилось фашиствующее бесчинство на Украине», - уверила депутат Татьяна Рыкунова. «Правильно? Правильно?», - ласково потормошила полуторагодовалого малыша на руках стоящая среди зрителей женщина. Ребенок послушно кивнул. Из-за того что митинг в Зеленой роще начался сразу после рабочего дня, в шесть часов, посетители собрались в основном нетрудовые: мамы с колясками, пенсионеры, пара тяжело пьяных молодых людей в кожаных куртках, один из которых все время норовил схватиться за древко развевающегося триколора. Впрочем, тон задавали разномастные активисты из военных и ветеранских организаций с плакатами в руках: «Спасем Украину вместе», «Нет Бандере», «Держитесь, братья».
«На братской нашей земле творится бесчинство кровожадных бендер», - вторила написанному депутат Валентина Шевелева, которая аттестовала себя как «стопроцентную украинку» и, очевидно, на этих правах держала в руках ватман: «ГЕЙропа – руки прочь от Украины». Она попеняла «слабой коррумпированной власти» своей исторической родины за бездействие и закончила призывом «этих молодчиков, экстремистов, которых позвали американцы и весь Запад» выгонять: «Безоружных офицеров убивали и выкалывали им глаза, а президент смотрел в окно». «Януко-о-о-вич», - буквально сплюнул от этих слов пожилой мужчина в дубленке и роговых очках, стоящий за баннером-растяжкой.
Тему «внешнего врага» чуть позже продолжил и расширил Серебряков: «У нас приехали некоторые – даже имен их называть не хочу, даже людьми их не хочу называть – майдановцы. На Копыловском мосту вывешивали фашистские флаги. Пытаются разрисовать наши памятники». В общем, если бы не депутат Аркадий Волков, зачитавший собравшимся «план Даллеса» и напомнивший про «пятую колонну», то возникло бы много вопросов относительно массовой логистики иностранных граждан на территориях обеих стран.
Депутаты долго могли бы упражняться в агитационной риторике, напоминающей то Великую Отечественную войну, то Карибский кризис, если бы не член «Национально-освободительного движения» Антон Кочетов, привнесший в тревожные фронтовые сводки постмодернистскую прямолинейность. «Вы все сейчас – бойцы, которые защищают Родину, - обратился он к собравшимся. - Посмотрите, что на Украине происходит: там идет борьба за картинку для новостей. Мы эту войну долго проигрывали: у Майдана была замечательная картинка с тысячью людей на улицах, у нас такой картинки нет. А она нам нужна, Путину нужна поддержка народа, нужно, чтобы было что показать Западу: смотрите, мой народ поддерживает мой национальный курс, мой народ не дает мне сдать Украину, поэтому я ввожу войска в Крым».
Пенсионный патриотизм
Без нужной воинственной «картинки» ситуация видится, конечно, не столь однозначно. «Положение дел на полуострове - это нечто среднее между украинскими и российскими информационными каналами, - считает красноярский блогер Илья Лабунский, который прожил в Крыму шесть лет и последнюю неделю находился там же. – Примерно половина населения ратует за присоединение к России. В основном это люди старше сорока, будем говорить честно, низкого достатка, без высшего образования и так далее. Большая часть молодежи, которая личностно сформировалась уже живя в Украине, выступает против». Неопознанных военных вывели из городов, теперь там только казаки и самооборона, собранная из бывших «беркутов».
Как рассказывает красноярский депутат Константин Сенченко, также поехавший в Крым «посмотреть своими глазами» и «понять объективную картину», ядерному электорату обещают высокие пенсии и зарплаты. «Примерно треть населения в Крыму - пенсионеры, жившие тут еще при Советском союзе, - говорит он. - При этом однозначно пророссийским можно назвать только Севастополь, в других городах наблюдается раскол. Населенные пункты, где кучно проживают крымские татары, категорически против присоединения к России».
Агитация перед референдумом в подавляющем большинстве пророссийская. Кроме того, накануне, сославшись на технические проблемы, на территории Крыма полностью отключили аналоговое вещание всех украинских телеканалов. «Если у сторонников присоединения есть организационный центр, то противники разрознены, у них нет лидеров, они не знают, что делать. Ну и боятся», - высказывается Лабунский.
С этим обстоятельством, по словам очевидцев, связана одна любопытная особенность: противники присоединения - в основном молодые девушки. «Несмотря на то, что прямых столкновений не происходит, казаки довольно агрессивно настроены. Тем не менее, с девушками они не связываются, - поясняет Сенченко, - к тому же те миролюбивые совершенно, разве что пикеты устраивают. Никаких прозападных сил я тут не видел, тем более бандеровцев и вооруженных боевиков нет и близко. Получается, что с российскими флагами - здоровые крепкие мужики, в камуфляже, с георгиевскими лентами, а с флагами Украины - женщины».
По мнению депутата, от дальнейшей судьбы Крыма зависит будущее России на годы вперед. «То, что я вижу здесь и слышу, разговаривая с людьми, - это очень низкий уровень жизни. И люди настроены на то, что присоединение к РФ его повысит. По факту мы получим еще один очень серьезно дотационный регион», - заключает Сенченко.
Солдаты-строчники
На пикете Федерации профсоюзов края 7 марта подобных опасений не разделяли. На Театральную площадь вышел актив единороссов и эсеров, снова офицерские и ветеранские организации, разнообразные красно-коричневые подполья. Представить всю эту разношерстную компанию, собравшуюся по другому поводу, без имперского знаменателя и образа общего врага, затруднительно. А тут – духовная скрепа, не иначе.
Напомним, референдум по вопросу присоединения принадлежащей Украине территории Крымского полуострова к РФ должен состояться 16 марта. Однако тут он будто уже состоялся. Среди пестрых партийных стягов белеют одноформатные плакаты - «Севастополь, держись! Мы с тобой», «Только Россия может отстоять Украину», «Путин прав. И точка». Председатель федерации Олег Исянов рассуждает перед камерами, как «после стабилизации политической ситуации в Крыму» туда пойдет российский бизнес. «На начальном этапе надо будет оказать какую-то экономическую помощь, это хорошая территория, куда можно инвестировать», - говорит он будничным тоном. Как бы в подтверждение его слов за спиной высятся строки «Не отдадим Севастополь!», где-то между флагом «Единой России» и триколором.
«Кому не отдадите?» - спрашиваю держащего плакат подростка лет пятнадцати. «Не знаю. Не хочу говорить, мы стесняемся», - смеется он, пока его товарищ прячется за плакат «Россияне и Украинцы – один народ». Несмотря на все расспросы, узнать о его отношении к происходящему в соседней стране не удается. О присоединении-неприсоединении Крыма – тоже. Но подозрения, что здесь он не по своей воле, парень решительно отметает: «Я просто Путина поддерживаю. Пусть как он скажет, так и будет».
Подобные настроения царят среди юных демонстрантов из студенческих организаций повсеместно. Все как один – пришли добровольно, Крым должен быть наш, кровь за него проливали. «Россия лучше всех, Путин намбе уан. Надо становиться как россияне, всем советую так делать», - выдает профсоюзный студенческий активист Александр в ответ на «крымский вопрос». Вместе с товарищами он держит баннер «Поддерживаем позицию президента России по стабилизации ситуации на Украине».
Духовные скрипы
«Наши предки в 41-45-м годах, недолго думая, все как один, встали на защиту Отечества. И вы сейчас здесь делаете то же самое», - мотивировал сторонников в сквере Космонавтов Антон Кочетов. Насколько корректно сравнивать гибель десятков миллионов людей и пропагандистский митинг – вопрос открытый. Но точно неподсудно: закон, предусматривающий уголовную ответственность за оскорбление памяти Великой Отечественной войны, пока только внесен на рассмотрение в Госдуму. Другой закон, об уголовной ответственности за призывы к нарушению территориальной целостности РФ, вступит в силу 9 мая. А до тех пор, по расписанию, можно повоевать за Крым. В общем, без духовных скреп не останемся. И ничего, что только в «картинках». Какой дух, такие и скрепы.