Труба пустила корни

Эвенкии оказалось по дороге с нефтяниками. Дорога оказалась с ограничениями

Не прошло недели после пуска первых агрегатов Богучанской ГЭС и возбуждения сопроводительных уголовных дел, как к северу края подступил очередной сырьевой мегапроект. Строительство нефтепровода Куюмба-Тайшет компанией ОАО «АК «Транснефть» должно начаться в нынешнем декабре. В пятницу прошло рабочее совещание комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения ЗС края с нефтяниками. Поводом стали жалобы эвенкийских депутатов на то, что проект не учитывает права коренных малочисленных народов Севера.

Эвенкии оказалось по дороге с нефтяниками. Дорога оказалась с ограничениями
Рисунок: Анатолий Самарин

Представители «Транснефти» сходу стали брать масштабом, широкими мазками, которыми прорисовывать отдельных людей вроде бы и неуместно. Еще бы: 700 километров нефтепровода, четыре нефтеперекачивающих станции (НПС), окруженные тремя рядами диаметрального ограждения каждая. В поселке Ангарский появятся три жилых дома на 73 квартиры - для сотрудников центральной аварийно-ремонтной службы, которая расположится на границе поселения. У нее будет свой флот и нефтесборное оборудование. Вдоль нефтепровода появится полноценная автомобильная дорога общей протяженностью 350 км (этот вопрос тоже волновал эвенкийских депутатов). Правда, ездить по ней смогут не все: дорожное полотно планируют со шлагбаумами и блокпостами. Необходимо будет записываться, предъявлять паспорт, движение предусмотрено только в светлое время суток, скорость - не более 40 км/ч. Депутатов это устроило.

Социальный аспект нефтяники тоже затронули. На первом этапе – в строительстве - будет задействовано 3,5 тысячи работников. Вот только инженерно-технический персонал привлекут из других регионов. Зато во время эксплуатации начнется взаимодействие с аборигенами. «Обучаем этих людей, - объясняет представитель АК, - отправляем на год, с дома срываем, на действующие предприятия. Отработав не менее года на аналогичных объектах, местный персонал возвращается. В результате мы имеем население с опытом работы на действующем нефтепроводе». Тут интересен не столько подход, сколько формулировка - в лучших колониальных традициях.

Впрочем, представители нефтяной компании подобные аналогии отрицают. «Почему-то все воспринимают «Транснефть» как Москву. Боже упаси. Штаб по строительству нефтепровода, например, уже зарегистрирован на Богучанах», - отметил представитель компании, добавив, что на местах она планирует создавать обособленные подразделения. Кроме того, с 1 июня АК проводит инженерные изыскания для проектной документации: из двенадцати задействованных организаций восемь - краевые, с ними заключены договоры на сумму 350 млн рублей. При эксплуатации нефтепровода (2016 год) налоговые отчисления компании составят полтора-два миллиарда рублей, из них в краевой бюджет пойдет около 500 миллионов.

В общем, на словах проект продуманный, сбалансированный, социально и экономически полезный. Но слов пока катастрофически мало. А между тем «детали» многое прояснили бы.

ХХХ

«Жители Эвенкии давно ждали нефтепровода, - объясняет глава муниципального района Петр Суворов. - Большую часть населения здесь составляют люди, которые приехали в 70-80-е годы для того, чтобы искать нефть, газ. Строить социальную инфраструктуру для тех людей, которые этим занимались и фактически обрели на территории свою вторую родину».

Дождались. В поселке Байкит прошли общественные слушания, на которых выяснилось, что оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) еще нет, и схемы компенсации за разрушение традиционного уклада жизни тоже нет. «Федеральные законы содержат статьи, которые гарантируют коренным малочисленным народам Севера (КМНС) право на возмещение убытков. Однако, как показывает анализ законодательства, не установлен порядок подсчета убытков и прямо не закреплены полномочия по утверждению этого порядка», - рассказала на совещании замминистра природных ресурсов Ирина Гетманова. Сейчас разработкой законопроекта занимается группа при краевой администрации. За «источник» взяты Закон «Об этнологической экспертизе», принятый в Республике Саха (Якутия) (единственный в своем роде региональный законопроект) и методика, приятая Минрегионразвития РФ в 2009 году, но так и не применявшаяся: приказ не был опубликован. Проект передан на экспертизу в отдел законопроектов губернатора. «Предполагается, что возмещение убытков будет осуществляться в рамках договорных отношений между природопользователем и местным населением», - пояснила Гетманова.

Естественно, впереди у документа долгий путь: корректировки, согласование, обсуждение на комитетах ЗС, принятие в первом и последующих чтениях на парламентской сессии. Возникает вопрос - почему этим занимаются только сейчас? Реализация инвестпроекта по комплексному освоению Нижнего Приангарья наглядно продемонстрировала бездонную пропасть между заявленными на бумаге планами и их воплощением.

«В Красноярском крае значительная часть из пяти тысяч переселенцев получила новые квартиры в городе гидростроителей Кодинске, многие переехали в южные районы Красноярского края и в Республику Хакасия - при переселении учитывались пожелания граждан. В некоторых городах для переселенцев построили отдельные дома и даже микрорайоны, так что бывшие односельчане продолжают жить по соседству» - гласит презентация проекта. Согласитесь, здесь нет ни слова про махинации с квартирами, с подрядами, про оставшихся без крова переселенцев, десятки сломанных судеб, уничтожение памятников культуры. «Ответственность за организацию работ была возложена на Дирекции по подготовке ложа, созданные при правительствах Красноярского края и Иркутской области. Спасательные археологические работы финансировались за счет Министерства культуры РФ и проводились под контролем специалистов Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск)» - только и сообщит нам концепция.

…Когда вопрос о долгожданной дороге всплыл на совещании в очередной раз, представитель Транснефти кое-что объяснил. «Нефтепровод не доходит двадцати восьми километров до Куюмбы, - соответственно, дороги до поселка не будет. Это чтобы все понимали».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру