Исторические корни праздника
Святой Стефан, один из семи первых диаконов Иерусалимской церкви, был казнен около 34-35 года н.э. за открытую проповедь христианства. Его мученическая кончина, описанная в Деяниях апостолов (гл. 6-7), стала примером стойкости в вере – даже перед смертью он молился за своих палачей.
Традиции и народные обычаи
В крестьянской среде день Стефана знаменовал переход от летних к осенним работам:
Завершали сенокос, последние стога называли "степановыми";
Плели обережные венки из 12 трав ("Степанов венок") для защиты дома;
Освящали колодцы и источники, чистили их от ила;
Девушки гадали на сене – клали пучок под подушку для вещих снов
Погодные приметы и наблюдения
Народная метеорология связывала этот день с предсказанием осенней погоды:
Ясный теплый день предвещал сухую продолжительную осень;
Утренний туман указывал на ранние заморозки;
Дождь на Степана сулил грибной урожай;
Активность пауков предсказывала солнечную погоду
Ограничения и запреты
В этот день особенно соблюдали следующие предписания:
Воздерживались от конфликтов и бранных слов;
Не отказывали в помощи странникам и нуждающимся;
Избегали начинать новые важные дела;
Тщательно следили за домашним скотом.
Духовное значение дня
Святой Стефан почитается как образец христианского мужества и всепрощения. Его молитва за гонителей ("Господи! не вмени им греха сего") стала эталоном христианского отношения к врагам. В церквях совершаются особые богослужения, прославляющие первомученика.
Этот день традиционно посвящали подготовке к осени, благотворительности и духовному самоанализу. В сельской местности завершали полевые работы, в городах – устраивали благотворительные обеды для бедных.