Первые несостыковки
Я очень люблю маркетплейсы и заказываю там что-либо даже чаще, чем жена. Вообще закупаюсь там на всю семью. И вот, листая в очередной раз страницу популярной площадки, подумал, что можно и немного подзаработать перед праздником, а заодно изнутри узнать, как работает самое сердце бизнес-империи – ее склад. Благо сейчас каждый интернет-магазин подобного формата предлагает сразу несколько приложений для желающих работать и продавать. Первый вариант как раз был мне интересен, а потому я, немного поразмыслив, нажал на кнопку «Забронировать смену».
Правда, из-за плотного графика попасть в день записи не вышло, и я заблаговременно отменил бронь. Едва ли не тут же позвонили с московского номера и вежливо спросили, буду ли менять дату. Ответил утвердительно.
Но вторая попытка снова была неудачной, и опять после второй отмены ко мне проявили заботу, уточнив, все ли в порядке. Я оценил столь внимательное отношение к персоне пока еще будущего сортировщика склада, но решил узнать побольше о предстоящей работе.
То ли мне попадались такие статьи, то ли это кем-то цензурируется, но вплоть до выхода на подработку я ничего конкретного о том, как выполнять работу из публикаций в интернете не узнал. Читал про некие «пики», которых нужно сделать много, про полки, на которые в теории надо все аккуратно складывать, но общей картины о работе у меня просто не складывалось. Одно я понял – ты можешь быть ленивым, но таких там не любят, и ты просто много не получишь.
Приехать мне нужно было к 8 утра на окраину Красноярска. Учитывая, какие пробки начинаются уже с 7, я опоздал. Думал, что на склад не пустят и хотел развернуться, но решил испытать удачу. Оказалось, пропускают и «опоздунов». Интуитивно найдя класс для обучения, столкнулся с очень «приветливой» девушкой-тренером, которая объяснила, что места больше нет, и стул нужно брать в столовой. На резонный вопрос новичка о ее расположении, коуч ответила, что это место со столами и стульями. Короткий диалог не особо мотивировал, но желание подзаработать было сильнее личной неприязни, а потому отправился на поиски. Благо группа будущих коллег помогла быстро сориентироваться.
Так что, сделал вывод я, читать таблички на складе лучше при входе и запоминать, чтобы лишний раз не отвлекать и не раздражать персонал.
Обучение прошло на редкость быстро. Особенно мне запомнился инструктаж по технике безопасности со всеми подробностями того, что будет, если ее нарушать. Объяснения действительно очень простые и понятные, закрепляются в памяти. Если кратко – нельзя бегать и наступать на все, что для этого не приспособлено, запрещено кататься на всем, что нужно для перевозки грузов, при малейшем ЧП необходимо уведомлять старших по должности.
Уже на этапе обучения я узнал, что лишь один человек пришел оформляться в штат, остальные устраивались работать по договору гражданско-правового характера. У двоих сразу возникли вопросы о несостыковках в договоре оферты и в словах тренера. Например, кандидаты на должность сортировщиков не поняли, почему работникам по договорам ГПХ нужно выполнять нормы штатных сотрудников, хотя документами это не предусмотрено. Девушка не смогла объяснить это несоответствие, как и рассказать о других противоречиях, поэтому двое потенциальных работников тут же добровольно отсеялись.
Остальных предстояло отсеять при тестировании. Но сначала была экскурсия в операционную зону – на склад. У нас ее проводила та же сотрудница, что и основное занятие. При этом показ будущего рабочего места был «задом наперед» - от хранения и сортировки до поступления из машины с другого склада, где товары упакуют. Я же перескажу принцип работы в правильной последовательности так, как понял со слов тренера.
Со склада, где товар упаковывают, привозят уже промаркированные заказы на первый этаж. Сортировкой небольших заказов из ящиков занимаются в основном девушки, которые по конвейерной ленте отправляют загруженные и рассортированные посылки на второй этаж. Нам же, мужчинам, предстояло сортировать товары с поддонов. Это более тяжелые и габаритные заказы, хотя когда как. Бывают и очень легкие.
Принцип работы, который я так и не нашел в интернете перед сменой, выглядит так: грузчики подкатывают выгруженные с машин поддоны с большими товарами, перемотанными как придется скотчем и упаковочными лентами. Мы должны были вскрыть все пленки и при помощи специальных терминалов «пикать» каждую посылку, а затем откладывать в специальную тележку, соответствующую направлению на дальнейшее распределение. К примеру, на одном паллете стоят детали для шкафа, стиральная машина и телевизор. Я должен был найти на упаковке наклейку с кодом, отсканировать ее и на терминале увидеть номер тележки. Например, телевизор должен попасть в 26-ю, разобранный шкаф – в 15-ю, стиральная машины – в 3-ю. Хотя попадались и заказы, которые должны были пока оставаться на складе или относились к категории «Возвраты».
После сортировки товары развозятся на специальные аллеи со стеллажами, откуда потом их забирают уже курьеры, доставляющие на выдачу в пунктах маркетплейса по региону.
Сирена для медлительных
Со мной было около десятка новичков. Даже чуть больше. Две девушки, одна из которых ушла после лекции, остальные – парни. Тест, довольно простой, не сдали трое или четверо. Кто-то даже уходил с улыбкой. Один, например, признался, что рад поехать отсыпаться. По правилам, те, кто не сдал, могут снова попробовать свои знания и, если вновь не получилось, учиться заново. А тех, кто сделал 1-2 ошибки ждала уже настоящая работа на складе. Среди счастливчиков был и я.
Чтобы попасть в оперативную зону, нужно сдать все свои вещи, оставить только ключ от шкафчика и пропуск. Ячеек для хранения не хватало, поэтому телефоны, ключи, а также документы два человека и более складывали на одну полочку. В дальнейшем этот дефицит мест сыграет злую шутку со мной. А пока после небольшого перерыва я направлялся на рабочее место. И, забегая вперед, чуть не остался без оплаты всего и без того сокращенного дня. Сначала я прошел пост охраны, где, к слову, осматривают как при входе, так и при выходе. Потом мне нужно было идти отметиться у администратора и только потом двигаться к рабочему месту. Но я сразу отправился на второй этаж, где, получив терминал, вошел в учетную запись, что равно отметке о начале смены. И, тем не менее, совершенная ошибка могла обернуться неприятным казусом.
Интересную вещь я заметил, сдавая этот терминал при уходе на один из 15-минутных перерывов (их немного в течение дня, но для восстановления хватает). Оказывается, если сотрудник медленно работает, будет гудеть сирена. Напрашивается мысль: что же предусмотрено для особо неторопливых? Да и вообще непонятно, как рассчитать скорость своей деятельности. В любом случае, я не припомню, чтобы у меня что-то звучало из терминала, кроме «пика» или звука ошибки.
Работа шла интенсивно. К нам приезжали все новые и новые товары, и мы уже чуть ли не сдружились. Хотя имена никто друг у друга не узнавал. Видимо потому, что могли видеться первый и последний раз. Был у нас в команде и мужчина старше 45 лет, и общительный парень, примерно 20-летний, который уже ранее работал в системе маркетплейса. Лишь от него я узнал, что наша смена не просто обучающая, но еще и оплачивается по-особому. В приложении при бронировании дня работы отображается цена. У меня была примерно 5300.
«Думаю, до тысячи я сегодня добью», - развеял мои грезы молодой коллега.
Чуть не остался без оплаты
На маркетплейсе работать надо так, будто ты обладаешь сверхсилой и суперскоростью. Мне вся смена напоминала поговорку, которую слышал в экспедициях от археологов: «Бери больше, кидай дальше, отдыхай пока летит». Так и здесь. Девушки бросали легкие и мягкие корзины в свои ящики, мы – в телеги. Я старался брать сразу несколько вещей и быстро «пикать», а затем отправлять на дальнейшее распределение. Конечно, бросать, например, холодильники не получалось, но в погоне за заветными пятью тысячами так спешил, что часто попадал не на тот код, а ошибаться нежелательно.
Сколько мы рассортировали контейнеров уже и не сосчитаю, но могу сказать, что начали мы примерно в 11:30 – 12:00. Точно сказать не могу – сдал телефон, а потому даже сделать фото не мог. Да и камер с охраной там хватает. К слову, если бы это была не обучающая смена, явиться на работу должен был в 7:30. В итоге закончили мы чуть раньше положенного – в 19:45. Нам просто перестали подвозить груз. Мы дождались 20:00 и стали «пикать» окончание смены. Это происходило у того же администратора, который не оформил мне начало работы, а потому я рисковал вообще остаться без денег. Благо сотрудница разобралась, напомнила новичку о важности записи и отметила, что я честно трудился.
Не успела закончить работу наша смена, как уже началась новая – ночная. В ней работают те, кто приходит в 19:30 и заканчивает к 8 утра.
Пока я доставал вещи из шкафчика и отвлекся, быстро подбежала женщина, чьего лица даже не запомнил, и, быстро спросив: «Вы все?», захлопнула мою ячейку, выхватила ключ и скрылась на территории операционной зоны. Оказалось, она решила, что я тоже работаю в ночь и положила свой телефон и документы на мою полку. Охрана долго не хотела разбираться и помогать достать мои вещи, но все же один из сотрудников спустя время без особой спешки пошел за ключами, открыл ими все полочки разом и позволил достать мои вещи. Благо у меня был паспорт, и я показал его на всякий случай. Когда разобрался с вещами, мне оставалось только направиться домой с кряхтением от боли в спине.
Вся правда о хранении и сортировке
Отдельная история про то, как хранятся и сортируются заказы. Как я уже сказал, оплата идет за количество просканированных коробок и пакетов, а вот состояние, в котором они доедут до покупателя – дело второстепенное. А потому упаковки энергетиков, минералки, соков кладут рядом с бытовой химией, кормом для животных и наполнителем кошачьих туалетов. Пищевые заказы в большинстве своем передавались в отдел работы с браком из-за многочисленных повреждений. Что уж говорить о том, что в контейнерах монтировка могла «органично» соседствовать с телевизором, а топор – с зеркалом.
Особый шок вызвали несколько моментов. Под конец дня мне попалась упаковка подгузников, которую нужно было положить в привезенную только что тележку. И доставили ее, видимо, с улицы, либо на ней что-то протекло. Так или иначе, она почти вся была мокрая. Альтернативы просто не было – пришлось искать самый сухой угол и ставить пачку туда, надеясь, что памперсы не упадут в воду.
Другой случай был связан как раз-таки с телевизорами и зеркалами. Это очень габаритные товары, их откладывали отдельно, так как в тележки они не влезали. Их клали на поддон и дожидались вывоза. Часто забирали крупные заказы с длительной задержкой из-за невозможности подъехать с рохлей для перевозки паллет. Мимо дорогой техники сновали люди, которые могли наступить или упасть, лишив кого-то заказа. Чудом этого не случилось.
А вот кофемашине, которая стоит явно не один десяток тысяч рублей, не повезло. На коробку с ней пролился сироп или какая-то другая липкая субстанция. Оценить ущерб внутри тары я не мог, поэтому просто поднес аппарат к старшему, который, надо сказать, помогал работать, и спросил, что делать:
- Да ничего не будет. Подсохнет и все, - ответил он, глядя на огромное пятно на коробке.
- То есть, класть в тележку? – уточнил я.
- Да, конечно.
Меня это очень сильно удивило, но поручение было выполнено.
В отделе, куда далее поступали рассортированные нами товары, тоже не было порядка. Как удается поместить на стеллажи, так туда и кладут заказы клиентов.
Основными товарами, которые приходилось сортировать, были бытовая техника в широком ассортименте, химия для уборки, одежда, в основном женская. Чуть реже попадались детские костюмы. Были и товары, которые явно покупались на будущий летний сезон – газонокосилка и воздуходувка. Достаточно много было автотоваров. Даже зимнюю резину приходилось раскладывать по тележкам.
Заказывают на маркетплейсе и еду. Было несколько достаточно крупных партий сахара, что удивило многих сортировщиков. Попались и одинокие пачки чая. Даже интересно стало, в каком состоянии они доедут до заказчика.
И, конечно, были новогодние искусственные елки, детские игрушки, зоотовары. Их тоже приходилось сортировать в больших количествах. Но лично меня расстроило, что среди заказов попалась только одна книга.
Сколько в итоге получил
В тот же день, возвращаясь домой с больной спиной, встретил соседа и похвастался новой подработкой.
«У меня, - рассказал красноярец по имени Алексей. – друг работает на другом маркетплейсе, тоже на складе. Получает 5 тысяч за смену и доволен. Работает неделя через неделю, ему хватает».
Чуть позже узнал, что на той же торговой площадке, что и я, только в Томске подрабатывают студенты одного из техникумов. Они получают за смену по 4 тысячи.
Ну, а я, разблокировав на следующее утро телефон, увидел свое вознаграждение за труд – 700 рублей. Это при том, что я отдыхал только в отведенное время и старался добросовестно работать. Вероятно, в оферте, которую до подписи не прочитал из-за плохой связи, было написано, что новичкам положены такие маленькие выплаты. Но прислали ли текст на подпись или была просто кнопка «Подписать» уже утверждать не берусь.
Остается надеяться, что это лишь мой опыт, и остальные коллеги, кто со мной работал, получили достойные премии либо стали хорошо вознаграждаться в последующие смены.
Я обратился по номеру, с которого мне звонили, когда пропускал работу. Планировал узнать, почему сумма вознаграждения настолько мала. Молодой мужской голос, будто растягивая слова от скуки, произнес, что со мной позже свяжется ответственный за кадры сотрудник, но этого не произошло.
Примечательно, что в день моей смены пришло сообщение о задержке моего заказа на маркетплейсе. Интересное совпадение.
Несмотря на эту историю, я продолжаю заказывать на онлайн-площадках, ведь без них уже сложно представить жизнь. А вот что пока представляется слабо – это мое возвращение на склад.
Также стоит почитать о том, что интернет-мошенники увеличили активность в Красноярском крае в период распродаж.