Оставили без крова: хозяева скандального дома на Кандагарской, 5 в Красноярске оказались на скамье подсудимых

В феврале 2019 года Красноярск, который уже жил предвкушением скорой Универсиады, потрясла новость. В одном из малоэтажных домов на улице с говорящим названием Кандагарская произошел взрыв газа. Пожилой житель одной из квартир неправильно обращался с баллоном. Эта неосторожность стоила жизни ему и его соседке. С этого события жизни десятков людей резко поменялись. Журналист «МК в Красноярске» побеседовал с жильцами соседнего, 5-го дома, который после трагедии был расселен и снесен. Лишь спустя 5 лет, 1 февраля 2024-го, у них появилась надежда вернуть хотя бы часть денег, которых они лишились вместе с жильем. Они рассказали, что произошло с ними за эти годы.

Оставили без крова: хозяева скандального дома на Кандагарской, 5 в Красноярске оказались на скамье подсудимых
Фото предоставлено героями публикации

Взрывной эффект

Вечером 14 февраля 2019 года, улицы засыпающего Красноярска огласил вой сирен. Из разных концов в сторону микрорайона Покровка, в направлении той его части, что зовется Старой, летели пожарные, скорые, машины других служб. Район улицы Кандагарской оцепили полицейские и Росгвардия. Из трансляций с места события стало известно, что в одной из квартир, тогда еще по предварительной информации, позже она подтвердилась, произошел взрыв газа. К нему привело неосторожное обращение с баллоном.

Фото: Владислав Пирогов/МК в Красноярске

Из уцелевших квартир в первые часы после трагедии проводилась эвакуация людей. Жильцы были в шоке и, казалось, до конца не могли понять, что их дома больше нет, вспоминает журналист «МК в Красноярске», который в первые часы оказался на месте происшествия.

«Кошка, где моя кошка? Я кошку потеряла» - кричала одна из женщин, которую выводили из оцепления подальше от дома.

Только позднее стало известно о гибели двух человек и 12 пострадавших. Одному из жильцов, студенту из Якутии, повезло.

«Он поздно вернулся с учебы и пошел в магазин за продуктами. Приходит, а половины дома нет. Думаю, его спасли наши якутские духи» - рассказала мама уцелевшего молодого человека.

Духи, судьба или иная сила уберегла тогда жителей соседнего дома, того, что по адреса Кандагарская, 5. Со стороны соседнего, 3-го дома в момент взрыва в постройку летело все, что только могло. В одно из окон прилетело другое окно. Жильцы квартиры тогда успели спастись. Взрывная волна была настолько сильной, что простая дверная ручка, знакомая многим с советских времен, воткнулась в стену и намертво там застряла. Взрывной эффект привел к тому, что по стене дома пошла трещина.

Фото предоставлено героями публикации

Во время расследования дела о взрыве правоохранители и власти города заинтересовались, что за дома-близнецы стоят на Кандагарской улице в Покровке. Изучили документацию, подняли архивы и выяснили: ни погибшего мужчины, ни его соседки, которую также убило взрывом, да и остальных людей там просто не должно было быть. И вот тут у уцелевших жителей Кандагарской, 3 и Кандагарской, 5 начались настоящие проблемы.

«Дома-близнецы»

Пока компетентные органы разбирались в обстоятельствах трагедии и в том, откуда вообще взялись два дома на улице Кандагарской, в том, что №5 оправлялись от произошедшего, а заодно продолжали поддерживать свой размеренный быт.

Пятый дом был «близнецом» третьего. Так же, как и в разрушенном, были 3 этажа и 24 квартиры. Это были небольшие квартиры по 20 квадратных метров. Из удобств там были разве что санузлы. Первые жильцы обживались, но некоторые спустя время съехали - надоели плесень и сырость, которые из-за непродуманной конструкции стали проблемой для людей.

«Общие двери не закрывались, дом фактически разрушался, так как был построен как попало. Понятно было, что дом строился что бы просто продать. В квартиры съехавших жильцов стали селить кого попало. Были и наркоманы, и по дому стали ходить очень странные люди. Я уже взяла ипотеку и съехала. Так как просто стало страшно жить», - рассказала одна из жительниц.

Но те, кто переехал сюда в числе первых, знали друг друга и даже не боялись оставить габаритные вещи в коридорах. Люди с Кандагарской, 5 общаются до сих пор.

Три Сергея

Между тем, правоохранители и власти выяснили, что ни жильцов, ни самих домов быть не должно было. Дом №5 построили в 2014, а дом №3 - примерно в 2015. Квартиры, вспоминают покупатели, стоили около 900 тысяч, а некоторые и более миллиона (даже те, что площадью более 20 квадратных метров).

Пятый дом построили отец и сын Циванюки, а также третий участник по фамилии Бруль. Все трое – Сергеи. Дом №3 построил бизнесмен Владимир Тарасов.

Судя по рассказам жителей, Циванюки стали «управляющей компанией». Если какая-то коммунальная авария – к ним. За «коммуналку» собирали тоже Сергеи.

Кстати, с коммуникациями, как выяснилось, тоже не все в порядке – возникли позднее вопросы к законности их подключения. До взрыва в третьем доме отключили все коммуникации - из-за этого пожилой человек и пользовался газовыми баллонами. 

Тем временем, власти несколько раз судились с хозяевами домов, но те не собирались их сносить. В 2016 году суд вынес решение снести 5-й дом. Позднее решение вынесли и по 3-му дому. 

После взрыва Владимира Тарасова и руководителя «Единой службы недвижимости» Наталью Касумову (она помогала продавать квартиры в доме №3) судили за мошенничество. Выяснилось, что они незаконно присвоили 19 миллионов рублей.

С владельцами дома на Кандагарской, 5 также судились очень давно. Еще за 5 лет до взрыва соседней постройки, в 2014 году жительница Марина подавала иск на хозяев дома. Тогда она выиграла.

«Наложили арест на имущество Сергея Сергеевича (Циванюка), но он не собирался ничего отдавать, какую мог собственность переделал на других членов семьи. Сергей Николаевич ежемесячно мне выплачивал по 5 тысяч первые три года, сейчас по тысяче (так как платит другим пострадавшим). Есть у меня копия свидетельства на дом по Кандагарской 5 и земельный участок с долями собственников: 45% у Сергея Сергеевича, 45 % у Сергея Николаевича и 10% у Бруля. Кстати, Брулю приставы не смогли вручить акт так как он исчез и был объявлен в розыск», - рассказала Марина.

Квартиру на Кандагарской она когда-то купила маме, продавшей жилье в Лесосибирске. Доплатив, семья купила жилище в Покровке. Мать Марины умерла, так и не дождавшись компенсации за покупку незаконной квартиры. Женщине повезло – у нее есть свое жилье.

Ее соседку Светлану ждала незавидная участь. Другого жилья у нее не было, и она оказалась в маневренном фонде с не самыми лучшими условиями.

«У меня сыновья остались без данного жилья, и на данный момент один взял ипотеку. Ютятся в 34 квадратных метрах впятером, в том числе тремя детьми. А второй с двумя детьми до сих пор снимают жилье», - рассказала женщина.

Еще одна пострадавшая, Мария Самостиенко, рассказала, что две семьи с Кандагарской живут в социальных квартирах с «нереальными» условиями жизни.

«Я живу нормально, но мой ипотечный кредит не кончается. И, видимо, буду работать пока ноги держат», - рассказала Мария.

Дом на Кандагарской, 5 давно снесен, но его хозяева лишь недавно оказались на скамье подсудимых. Старший Циванюк отделался условным сроком. Его сын, произнося последнее слово, вспоминал то детство, то заявлял, что его надо отпустить, потому что он «предприниматель, надо вести предпринимательскую деятельность». Также он признался, что, находясь под арестом, «многое осознал». Но суд счел его виновным в мошенничестве и приговорил к 6 годам и 6 месяцам лишения свободы в колонии общего режима.

Кроме того, суд обязал вернуть незаконно заработанные деньги пострадавшим. Вот только ждать их, считают жильцы с Кандагарской, придется долго – из тех, кому семья должна заплатить за ущерб, уже выстроилась настоящая очередь.

Стали ли эти дела уроком для других подобных предпринимателей – сложно сказать. Но других громких дел, таких как это, пока не было. И хочется надеяться, что узнать о них не придется из сообщений о трагедии, как в случае с третьим домом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру