«Назовите возраст получателя перевода»: как отличить мошенников от сотрудников спецслужб и банков

Только за последнюю неделю журналисту «МК в Красноярске» трижды позвонили телефонные аферисты. И все представлялись сотрудниками полиции. От строгого голоса потели ладошки и закрадывалось в душу сомнение: а вдруг это реальные сотрудники полиции, а я тут характер показываю?

«Назовите возраст получателя перевода»: как отличить мошенников от сотрудников спецслужб и банков
Фото: freepik.com.

До апреля 2023 года мошенники обходили журналиста «МК в Красноярске» стороной. А на минувшей неделе их будто понесло - позвонили аж три раза и все разные люди. Первый был «старший лейтенант по имени Александр» с незапоминающейся фамилией. Он разговаривал на повышенных тонах и с нажимом. Сообщил, что на меня заводят уголовное дело - по какому поводу, правда, не уточнил. И потребовал доложить, где я нахожусь в данный момент: дома или на работе? Когда я задала встречный вопрос, для чего стражам порядка знать это? Он назвал статью из гражданского кодекса, что я обязана докладывать, а не морочить им голову. Моя нежная душа не выдержала такого напора и я, пожелав всего хорошего, положила трубку. А в доли секунды, пока не отключила трубку, слышала, как грозно лейтенант кричал мне: «Не-е-ет! Куда-а-а?!».

Второй звонок поступил также от мужчины. Он представился следователем. И сообщил, что некая гражданка Власова оформила на меня по доверенности кредит в банке, который находится в Москве. Неизвестный вел беседу спокойно, поэтому она получилась более продуктивной. Интересно было наблюдать, как выстроен разговор: как мошенники наводящими вопросами узнают информацию о человек. Поэтому, признаюсь, врала я в некоторых моментах так, как никогда в жизни.  

- Вам известен этот человек?

- Нет.

- Почему она оформила на вас кредит?

- Спросите у нее.

- Вы подписывали доверенность.

- Да, но не ей.

- Может, она хотела воспользоваться вашей кредитной историей?

- А с какой целью?

- Ну не знаю - перепродать. - Вот здесь мне захотелось смеяться, но я сдержалась.

- Где находитесь территориально?

- В Якутии.

- Вы работаете где-то?

- Нет.

- У вас есть личный доход?

- Да - это кошелек моего мужа.   

- Есть ли у вас кредиты в банке?

- Нет.

- С какими банками сотрудничали ранее, кроме Сбербанка?

- Только с ним.

С этим мошенником мы простились любезно. А через два дня меня вдруг набрала дознаватель из Москвы. Женщина отчетливо продиктовала мне свои ФИО, должность, адрес, где находится ее работа, при этом никак не хотела уточнять, в каком отделе полиции она трудится. Она сказала, что некий гражданин пытается на меня оформить кредит. После этих слов, а также услышав на заднем фоне других говорящих людей, как колл-центре, я сказала «дознавателю»: «Что-то слишком часто на меня стали оформлять кредиты! Недавно Власова, теперь мужичок» - и сразу услышала длинные гудки. Все три раза, кстати, мне звонили с мобильных телефонов.

Но написать эту статью меня вынудил сотрудник безопасности Сбербанка. Во время перевода личную карточку моей мамы заблокировали по подозрению в мошенничестве. Сначала ей позвонили на домашний телефон, а потом на сотовый. Мама передала мне трубку, потому что переживала, что не сможет правильно ответить на все вопросы звонившего. Сотрудник Сбера с вкрадчивым голосом по имени Максим смутил меня вопросами похлеще мошенников. Так, он спросил: почему перевод одному и тому же человеку делают в разные дни; знаю ли я (как хозяйка карты), кому перевожу деньги и за что; знаю ли я возраст получателя денег; у меня много безналичной оплаты товаров в аптеке N, знаю ли я адрес ее местонахождения; какую сумму я перевела за лечение зубов позавчера (причем этого перевода не было). Итогом разговора стало то, что карту мамы все же разблокировали и позволили сделать все, что нужно.

«Интересные» вопросы сотрудника безопасности Сбера заставили обратиться к знакомой, которая много лет проработала там. Марина рассказала, что, конечно, клиент банка не обязан знать возраст человека, которому переводит деньги, а что касается перевода в стоматологию - то человек, который, неправомерно завладел картой мог бы ответить, что да, переводил и назвать какую-то сумму.

«Не могу отвечать за сотрудников отдела безопасности, единственное, что могу предположить - наводящими и «глупыми», казалось бы, вопросами они выясняют, у кого находится в данный момент карта и кому переводят данные суммы», - пояснила специалист.

Кроме того, она подчеркнула, что сотрудники банка не звонят с предупреждением, что карту заблокируют сейчас или уже заблокировали счет. Как правило все действия по карточкам блокируют до момента перевода денег (буквально сиюминутно), чтобы исключить его. То есть без какого-либо предупреждения. А уже после этого звонит сотрудник банка с номера 900 и общается с ее владельцем, чтобы убедиться, что все в порядке, и предлагают повторить операцию через 5-10 минут.

- А мошенники во время звонков выдают много различной информации, задают вопросы, запугивают, запутывают человека. Требуют срочно снять деньги и перевести их на «безопасный счет» и тому подобное. Вот это, пожалуй, один из признаков того, чтобы понять - кто перед вами на самом деле, - уточнила Марина Якубенко. - Кроме того, какой смысл звонить сотруднику полиции или банка с вопросами о ваших личных кредитах? Тем более уточнять, где еще они у вас открыты?  

- А как же быть с доверенностью? Могут ли ее оформить без ведома человека?

- Я работаю в Сбербанке 20 лет и ни разу за эти годы не видела доверенность на получение потребительского, да и вообще любого кредита. Но это я говорю только про Сбербанк. При этом хочу отметить, что нотариус, выдавая доверенность, вносит ее в программу, через которую банк потом проверяет документ. Поэтому если она липовая, то ее в банке не примут (в программе она не отобразится), а, значит, и кредит не оформят.

Позвонила я и знакомому участковому, чтобы узнать, как сотрудники правоохранительных органов должны по закону (и долгу службы) общаться с гражданами. Как выяснилось, полицейские могут звонить и с рабочего, и с мобильного телефонов. При этом они обязательно представятся: должность, звание, фамилия или ФИО полностью, а также назвать причину и цель обращения. Выглядеть это будет примерно так: «Здравствуйте, я участковый уполномоченный старший лейтенант полиции Фомин Дмитрий Иванович. Прошу вас завтра в 9 часов явиться в отдел полиции №4 для дачи объяснений». Также они могут явиться к вам лично (при этом предъявить удостоверение) в форме или оставить повестку в почтовом ящике, где также будут указаны должность, ФИО сотрудника полиции, причина для явки, а также место и время.

«Для проведения следственных действий - допроса, очной ставки и т.п. - сотрудник правоохранительных органов вызывает свидетелей и потерпевших с помощью повестки, - уточнил Юрий Макаров. - Благодаря ей человек сможет подтвердить, что не просто где-то гулял, а отсутствовал на работе по уважительной причине».  

При этом никакие следственные действия по телефону проводиться не могут: процессуальные правила и законодательство об оперативно-розыскной деятельности требуют, чтобы все действия и слова были документально оформлены - телефонный разговор «к делу не пришьешь». Поэтому граждан либо вызывают на прием, либо приходят к ним с ордером сами.

«И даже если вы сами не обращались в полицию, а вас просто указали в качестве свидетеля, - вас тоже обязаны вызвать по повестке, но никаких разъяснений по телефону просить не будут», - уточнил Юрий Федорович.

Как не попасться на уловки

Наилучший вариант - не общаться по телефону ни с кем, кто представляется сотрудником правоохранительных органов. Если вы действительно нужны полиции, Следственному комитету или ФСБ - вам пришлют официальную повестку.

Что должно насторожить

Ни один сотрудник полиции, банка или какой-то другой серьезной организации (тот же МФЦ) не станет у вас требовать конфиденциальную информацию, расспрашивать вас о личном (напомним: слова к протоколу «не пришьешь») и тем более сообщать, что ваш родственник попал в ДТП и ему срочно нужны деньги. Поверьте, в базах данных правоохранительных органов предостаточно сведений, чтобы не запрашивать их по телефонам. А если речь идет о мошенничестве с доверенностями или банковскими картами, то запрашивать сведения будут уже не у вас, а у нотариуса или банка.

Настоящий ли сотрудник полиции?

Если вам позвонил некто, представившийся сотрудником полиции, действовать нужно следующим образом:

1.    попросите служебный телефон, чтобы вы могли перезвонить (мол, в данный момент вы жутко заняты, а позднее будете рады пообщаться);

2.    найдите официальный сайт местного подразделения МВД и посмотрите, есть ли там такой телефон;

3.    позвоните по любому из имеющихся телефонов подразделения (лучше всего в дежурную часть) и попросите соединить вас с сотрудником, именем которого назвался звонивший.

Не бойтесь перезванивать и переспрашивать: только ваша бдительность залог сохранности ваших денег.

Кстати, если звонивший говорит вам, что вы стали объектом мошенничества и должны помочь полиции выявить преступника, знайте: вы никому ничего не должны! Сотрудники полиции не могут сообщать гражданам информацию, составляющую служебную тайну или тайну следствия, как это делают мошенники. Запомните это и расскажите своим детям и пожилым родителям: полицию бояться не нужно. Сотрудники полиции работают так же, как и вы: выполняют возложенные на них обязанности и не более того.  

Напомним, за неделю жители Красноярского края отдали мошенникам 65 млн рублей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру