«Ярмарки брендовой одежды» с зазывалами на стремянках бесят и могут обманывать красноярцев: что с этим делать

«Ярмарки брендовой одежды» с зазывалами на стремянках бесят и могут обманывать красноярцев: что с этим делать
«Ярмарку брендовой одежды» легко узнать по разноцветным шарикам, которые совсем не украшают фасад

За последние полгода в разных районах Красноярска каждую неделю проходят «ярмарки», на которых продают якобы брендовую одежду. Организаторы обещают скидки до 70% на пальто, куртки, дубленки и бомберы, хотя покупатели жалуются, что товары на этих «распродажах» стоят недешево, а качество оставляет желать лучшего. «Московский комсомолец в Красноярске» рассказывает, что известно о безымянных магазинах, которые уже несколько месяцев надоедают горожанам агрессивным маркетингом и попытками обмана.

Как узнать, что это за «ярмарка»? Что говорят жители и продавцы магазина?

Узнать, где проходит очередная «ярмарка брендовой одежды», легко — рекламу слышно за десятки метров. Чаще всего уличный промоутер стоит на стремянке и сообщает через рупор о закрытии магазина в Москве, который якобы решил устроить распродажу товара в Красноярске. «Последний день распродажи!! Дубленки, куртки и пуховики из Турции, Германии и от европейских производителей, скидки до 70%!», — целый день слышат жители ближайших домов. Продажи по такой схеме в Красноярске проходят как минимум полгода: впервые кочующий магазин заметили осенью 2020 года.

«Ярмарки» обещают скидки в 70%, но обычно одежда там стоит не меньше 10-15 тыс рублей.

«Ярмарки» меняют место дислокации почти каждую неделю. Как правило, организаторы арендуют на несколько дней пустующее помещение и размещают в нем товар. На витрину и фасад навешивают разноцветные шарики, а возле входа ставят промоутера. За несколько дней в магазин могут прийти полицейские и сотрудники администрации с рейдами и оштрафовать организаторов и продавцов за нарушения. Но поймать их почти нереально: организация переезжает в новый район и работает на одном месте совсем недолго.

На прошедшей неделе «ярмарка» работала в жилом доме на перекрестке улиц Ленина и Парижской Коммуны. Несколько его жителей рассказали корреспонденту «МК в Красноярске», что «шум им сильно надоедает», и что они «устали от постоянного крика рупора прямо под окнами». В самом магазине на вопрос о том, как давно работает компания, молодые сотрудники ответили, что в Красноярске они «вторую неделю». По их словам, названия у фирмы нет – «просто распродажа». Дать подробные комментарии и связаться с их руководством продавцы отказались.

Ценники на одежде, развешанной в помещении, начинаются от 10 тыс рублей — это стоимость с учетом «огромной скидки в 70%». Например, пальто из материала «под кожу» якобы стоило 36 тыс рублей, а после скидки — 19 тыс рублей. Фирму, которая значится изготовителем одежды, нам не удалось найти в интернете даже по названию.

Промоутер, который через рупор призывал прохожих зайти в магазин, сообщил корреспонденту «МК в Красноярске», что работает с организацией уже года два, а в Красноярске они находятся полгода. «К нам иногда приходят проверки, но видят, что все документы в порядке, и уходят», — добавил он. Сообщить название фирмы, которая устроила его на работу, промоутер затруднился.

Вблизи магазинов работают зазывалы, которые постоянно выкрикивают в рупор рекламу.

«МК в Красноярске» нашел в красноярских пабликах о поиске работы вакансии, по описанию похожие на «ярмарки». Организаторы ищут продавцов от 17 лет и обещают платить «минимум 40 тыс рублей в месяц».

— Успешное проведение распродаж по Москве и городам привело нас и в Красноярск. Наша компания всегда развивается, мы создаём точки и пополняем команды постоянно, в планах еще более большое количество команд, — говорят авторы объявления, связаться с которыми нам не удалось.

В Москве и Петербурге такие «ярмарки» уже работали. Покупатели жалуются на продажу копеечной одежды по бешеным ценам

Как выяснил «МК в Красноярске» из соцсетей и открытых источников, такая схема существует уже давно. Примерно с 2017 года подобные «ярмарки» проводились в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас они переместились в регионы, где работают по одному и тому же сценарию. Посты о «надоевшей агрессивной рекламе» и «дешевых пуховиках за бешеные деньги» появляются в пабликах Новосибирска, Томска, Иркутска и других сибирских городов. Мнения у комментаторов разделяются: кто-то защищает предпринимателей и их право на работу в сложных экономических условиях, а кто-то выступает против такого маркетинга и обмана покупателей, который заключается в продаже товаров невысокого качества по большой цене.

В 2018 году петербургское издание «Бумага» писало о подобных ярмарках в Санкт-Петербурге. Журналисты сообщали, что рейды, проведенные активистами, выявили: товар зачастую контрафактный, действительно продается по очень высокой цене, хотя по факту «стоит копейки», а за «финскую одежду» выдавались китайские и турецкие марки. Об обмане покупателей сообщают и сайты о моде и fashion-индустрии.

В январе управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю сообщало о массовых жалобах покупателей, которые попались на уловки зазывал и продавцов.

— В своих обращениях потребители указывают, что продавцы активно привлекают внимание прохожих к месту продажи (человек на стремянке в рупор объявляет о распродаже одежды из натурального меха, кожи, торговое предприятие украшено воздушными шарами). Потребители поддаются уловкам продавца, приобретают одежду и только дома осознают, что были введены в заблуждение относительно потребительских свойств товара: вещи изготовлены не из натуральных материалов и не подходят по размеру. Для возврата товара по указанным причинам, продавец предлагает потребителю оформить заявление на возврат денежных средств, зачастую вещь остается у продавца, — рассказывало ведомство.

Деньги покупателям должны были вернуть в течение трех дней. Обманутые люди вернулись в магазин, но организаторы ярмарки уже съехали из помещения, и найти их в миллионном городе практически невозможно. О продавце также ничего неизвестно: покупатели переводили деньги на личный счет или получали чек, оформленный на ИП, прекратившее деятельность.

Борются ли с этим чиновники и что говорят юристы

Юрист и доцент кафедры деликтологии и криминологии СФУ Сергей Гутник сказал «МК в Красноярске», что такие «ярмарки» могут нарушать несколько законов: о рекламе, о тишине и о благоустройстве.

— Распространение информации о закрытии магазина и срочной ликвидации сети и распродаже товара содержит в себе признаки недостоверной рекламы. Так, в соответствии с п .3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона О рекламе" недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о возможности приобретения товаров в определённом месте или в течение определённого срока. В действиях подобных лиц данные признаки вполне усматриваются.

Украшение фасада арендованного помещения без согласования с его собственником со стороны таких недобросовестных предпринимателей может свидетельствовать о нарушении ими условий договора аренды, а также содержать в себе признаки нарушения правил благоустройства о едином архитектурном стиле зданий и улиц города. Это является поводом для обращения в администрацию с жалобой и заявлением о проведении проверки и привлечении таких лиц к административной ответственности.

Громкое озвучивание рекламного предложения вблизи жилых домов может нарушать законодательство о тишине. Так, Законом Красноярского края «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой окружающих (ст. 1.1).

В администрации Центрального района «МК в Красноярске» рассказали, что чиновники проводили работу по этому нарушению. Но административная комиссия не имеет права привлекать юридическое или физическое лицо по закону о нарушении тишины в дневное время. Поэтому чиновники не имеют полномочий измерять громкость звука и проверять, нарушаются ли нормы СанПиНа.

— Привлечение к административной ответственности за нарушение правил торговли административной комиссией возможно в случае торговли на улице, т. е. на муниципальной территории. А эти предприниматели торгуют в помещениях, которые арендуют на короткий срок, постоянно меняя свой адрес, — говорят в администрации и добавляют, что чаще всего комиссия задерживает расклейщиков объявлений и баннеров.

Но что-то же можно с этим делать?

По словам Сергея Гутника, если такие магазины обманывают покупателя, их можно уличить в обмане. Организация постоянно переезжает с места на место. Но если их удается заметить в нескольких местах, то следует подать жалобу в УФАС о признаках недостоверной рекламы.

В управлении Роспотребнадзора рассказывают, как не быть обманутым при покупке:

  • продавец обязан предоставить сведения о названии организации, месте ее нахождения и режиме работы. Также у ИП должна быть государственная регистрация с наименованием зарегистрировавшего органа;
  • статус продавца можно проверить на сайте ФНС через сервис «Прозрачный бизнес. Проверь себя и контрагентов»;
  • продавец обязан сообщить все о товаре — о составе, изготовителе, цене и гарантии;
  • шубу и дубленку можно покупать лишь тогда, когда у них есть КиЗ — бланк с элементами защиты от подделки. Проверить его достоверность можно через приложение «Честный знак».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру