«Самое страшное – Курская битва»: ветеран вспоминает о войне

«Самое страшное – Курская битва»: ветеран вспоминает о войне
Михаил Яковлевич Ветошкин Фото: Руслан Рыбаков

Орден «Отечественной войны», два ордена «Красной Звезды», медали «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». И всю войну с одной мыслью: «Ни шагу назад!». Михаил Яковлевич Ветошкин в 18 лет попал на фронт, прошел всю войну, участвовал в Курской битве и встретил победу в Праге. 

Сейчас Михаилу Яковлевичу 95 лет, он сам пылесосит квартиру, покупает продукты и готовит еду. В его доме идеальная чистота, не пылинки, все расставлено по своим местам. Вот уже больше 70 лет он хранит память о военных годах. И помнит все до мельчащих подробностей: цифры, даты, имена.

Начало войны

- Я родился 15 октября 1924 года. Мне только исполнилось 18 лет и через 2 месяца Артемовский (сейчас входит в состав Курагинского района Красноярского края) райвоенкомат призвал меня в ряды Красной армии и направил в Новосибирск на курсы радистов.

В апреле 1943 года нас, группу радистов, отправили на фронт в распоряжение третьей танковой армии. Эта армия только что вышла из тяжелых боев и находилась на Курско-Орловском направлении. Пополнялась людьми, техникой, шли боевые занятия, - вспоминает он.

Уже 5 июля 1943 года на Курской дуге немцы перешли в контрнаступление. Великая курская битва, которая длилась 49 суток с 5 июля по 23 августа 1943 года, стала переломным моментом в Великой Отечественной войне и гигантским танковым сражением. После поражения в Сталинградской битве немцы решили взять реванш под Курском: прорвать нашу оборону и организовать поход на Москву. Для этого они сосредоточили на территории Курской области крупные воинские подразделения: около 900 тыс личного состава, 2,6 тыс танков, 10 тыс орудий, больше 2 тыс самолетов.

- Бои стояли жаркие, июль, на небе ни облачка и тут появляется немецкая авиация - самолеты летали группами по 40-50 штук одновременно, одна группа за другой. И под таким колпаком мы находились вплоть до конца августа 1943 года. А 12 июля 1943 года на Прохоровском поле произошло крупнейшее танковое сражение. У железнодорожной станции «Прохоровка» сошлись около 1 500 танков, 800 с нашей стороны и 700 с немецкой. Танки шли на таран и вели безжалостный встречный огонь. Горели, зачастую вместе с экипажем, - рассказывает Михаил Яковлевич.

Михаил Яковлевич Ветошкин Фото: Руслан Рыбаков

После «Прохоровки» бои на Курской дуге продолжались до 23 августа. Но немцы так и не прорвали нашу оборону. И вскоре уже не могли наступать, только оборонялись. С 23 августа противник начал отступление на Запад. Была поставлена задача, гнать врага, не давая передышки, и буквально на его плечах форсировать Днепр. Что и было сделано. На правом берегу Днепра наши войска захватили плацдарм, с которого можно было начать наступление и идти на освобождение Украины. Плацдарм был небольшой, 12 километров по фронту и 6 километров вглубь. И вечером 6 ноября 1943 года Киев был освобожден. А 7 ноября мы освободили город Фастов.

Фотоальбом Фото: Руслан Рыбаков

- Бои на Курской дуге самое страшное, что я когда-либо видел. При форсировании Днепра немецкая авиация висела над нашим плацдармом день и ночь, в темноте это выглядело как фонарики, развешанные в воздухе. Без конца бомбежки, артиллерийский огонь. И так вплоть до октября. Ночи уже были холодные, мы в окопах, кое-где землянки, плащ – накидки промокали насквозь. Никаких костров жечь было нельзя.

Не понятно, что нам помогло выжить в этой войне. Но мы были уверены, что победим. Жизнестойкость была удивительная: зимой спали прямо на промерзлой земле, веток нарубишь, брезент бросишь и ложишься, засыпали мгновенно. Ждали очень выступлений Сталина, что он скажет, что нас ждет впереди. Отношение к солдатам было человеческое. Вот, например, освобождали мы деревню, где жил кто-то из солдат. Он просится домой хоть на пару дней, отпускали прямо с боевых позиций, если позволяла обстановка, - делится ветеран.

За всю войну одно ранение

 - Никогда не забуду один случай. Он произошел уже после Днепровской операции. У нас был такой порядок, если продвинулись вперед, нужно окопаться. Но окопы строили не только для себя, но и для техники. И вот мы с товарищем Николаевым, с которым вместе прибыли из Новосибирска, копаем окоп для машины, на которой была установлена радиостанция. Ее нужно было во что бы то ни стало сохранить. И вдруг ба-бах, рядом разорвался снаряд. Николаев без звука упал навзничь. А у меня бровь рассекло, кровь течет и жжет в животе нет сил терпеть. Мелькнула мысль: «Раз в живот, это конец, все кишки, наверное, перебило». Любой солдат знал, что ранение в живот смертельное, выживали после него редко. Тут ко мне подбежала санинструктор Наташа. Задрала гимнастерку и увидела, что осколок разодрал кожу, но вглубь не попал, по касательно прошел. А осколок-то горячий, потому и жгло. Наташ меня по животу с размаху стукнула: «Жив будешь солдат». Это было единственное мое ранение на войне. Уже после войны я ездил на встречу с однополчанами и встретил там санинструктора Наташу. Она тоже помнила тот эпизод из нашей фронтовой жизни, - рассказывает Михаил Ветошкин.

После форсирование Днепра наши вышибли немца из его оборонительных сооружений и начались бои за освобождение Украины. Затем освободили от немцев Польшу. Перед тем, как вступить в Германии, с бойцами провели беседу, советовали: «кровь за кровь», «смерть за смерть». И вот 12 января, после длительной артиллерийской подготовки наши вступили на территорию Германии.

Личный состав был настроен зло, все хотели расправиться с немцами. Но то, что они увидели, повергло в шок: населенные пункты пустые, дома обезлюдены, народ отступает колоннами на Запад, дети, старики, с колясками, к себе подойти не дают, все запуганы Геббельской пропагандой, ждут, что вот сейчас придет русский солдат и даст им. Но вскоре поняли, что никто никого трогать не собирается.

Награды М. Ветошкина Фото: Руслан Рыбаков

Награда за победу

- 22 апреля 1945 года русская армия вступила на улицы Берлина и начались уличные бои. Очень тяжелые и кровопролитные, немцы стреляли фаустпатронами, которые пробивали танковую броню, танки горели, потери были огромные. Население Берлина, кто не успел сбежать, укрывалось в подвалах. Спускаешься туда, а они не живые не мертвые. Ну все, бандиты русские, смерть пришла. Но там мы тоже никого не трогали. Бои шли до 1 мая, день и ночь канонады, немецкой авиации уже не было, над Берлином только наши самолеты. И вот 2 мая мы проснулись, тишина. Остатки немецких войск в центре города уже капитулировали, над Рейхстагом водрузили Знамя победы, дальше воевать не с кем. 2, 3, 4 мая мы отдыхаем. А 4-го приказ – на Прагу. Жители Праги восстали против немецких оккупантов и Прагу ждала судьба Варшавы. 8 мая 1945 года мы уже были на окраинах Праги и после небольших стычек вступили в город. Там и встретили День победы. Город ликовал, казалось, что все население вывалило из домов, улицы были буквально запружены людьми, нам несли букеты, угощение, дети бежали, наши танкисты садили их на борта танков и катали. Праздник там был настоящий, - вспоминает Михаил Яковлевич.

Он провел в Праге 2 месяца. Затем дивизию перебросили в Австрию, после снова вернули в Германию, где они пробыли до декабря 1946 года. И только после было разрешено двигаться домой.

В армию солдат уходил в 18 лет, никакой специальности получить не успел. Но уже после войны удалось сдать приемные экзамены в Иркутскую юридическую школу. И через два года его избрали судьей Пировского района. Затем он работал народным судьей Ширинского района Хакасии. А после, до пенсии, прокурором в Красноярске.

В прошлом году 23 августа исполнялось 75 лет со дня победы наших войск на Курской дуге. В Курск съехались делегации из 50 регионов России, а также Германии и Чехии. Михаила Яковлевича тоже пригласили на торжества.

- Мы побывали на братских могилах, ими усеяна почти вся Курская область, там до сих пор находят останки погибших. К сожалению, я не встретил никого из однополчан, все уже ушли из жизни. Мы покидали Курск в полнейшей разрухе, сгоревшие дома, все бедно и убого. А через 75 лет я увидел его в зелени, красивым, отстроенным и мирным. Это лучшая награда за победу, - говорит ветеран.

Светлана Хустик

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру