Красноярские эксперты высказали свое мнение о законе о «суверенном интернете» члена Совета Федерации от Красноярского края Андрея Клишаса.
На этой неделе проект сенатора одобрили в первом чтении в Госдуме. Закон предполагает, что в России создадут систему, которая обеспечит работу российского сегмента Интернета, если его отключат от глобальной сети. В пояснительной записке отмечается, что проект закона «подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США».
По мнению красноярского политолога Сергея Комарицина, реализация проекта на практике – малоосуществимая задача.
«Российская общественность опасается, что данный закон сможет привести к значительным ограничениям в пользовании интернета, которые, например, действуют в Северной Корее и Китае. Однако здесь стоит вспомнить историю с Телеграмом. Сколько Роскомнадзор не пытался ограничить доступ к этому мессанджеру, у него ничего не вышло. Здесь, я думаю, похожая история. Отключить российский сегмент Интерната от глобальной сети – практически нереальная техническая задача», - рассказал политолог.
Генеральный директор красноярской телекомпании ТВК Вадим Востров рассказал «МК в Красноярске» , что закон сенатора направлен на ограничение внутри России. С помощью него власти смогут «гасить» социальное напряжение в стране.
«Надо понимать, что никакого единого «рубильника» для отключения Интернета не существует. Поэтому сценарий, что Рунет отключат от глобальной сети – маловероятен. Законопроект сенатора Клишаса скорее направлен на ограничения внутри России. В случае каких-либо социальных волнений, власть сможет ограничить доступ населения, скажем, к социальным сетях или к мессенджерам. Например, в Ингушетии жители остались без мобильного интернета во время массовых митингов против передачи части территории региона Чечне», - рассказал Вадим Востров.
Депутат Законодательного Собрания Александр Глисков отметил, что на реализацию законодательной инициативы о «суверенном интернете» придется потратить значительные средства, и, пока, непонятно, будут ли эти вложения эффективны.
«С технической точки зрения это дорогостоящий проект, который можно сравнить с навешиванием замков на розетки на случай если вдруг нас отключат от сети. А затраты на это действие колоссальны. И заметьте, мы говорим о развитии информационной сферы, но такими законами даем инвесторам понять, что вложения в эту область крайне рискованны.
После принятия закона каждый гражданин может обратиться в Конституционный суд РФ, с жалобой на нарушение своих прав. Пока есть шансы воспрепятствовать его принятию, нужно бороться. Фракция ЛДПР голосовала против принятия этого закона и мы вообще говорили о том, что его не нужно даже рассматривать, ведь подобный законопроект грозит только ограничениями распространения информации. Таким образом власти получат рычаг воздействия на неугодные мнения, которыми могут быть признана любая критика», - отметил Александр Глисков.
На реализацию закона в федеральном бюджете на три года уже заложено около 1,8 млрд рублей.