Зеленые технологии протянулись в школы и вузы

Пришла ПОРА заняться эко-образованием в Арктике

19.06.2018 в 11:58, просмотров: 565

15 июня 2018 года, в день юного натуралиста в России в Экспертном центре «Проектный офис развития Арктики ПОРА» прошло заседание Дискуссионного клуба. Эксперты обсудили экологическое образование в школах Арктической зоны страны. Модератором выступил доцент РАНХ и ГС, эксперт ПОРА, к.х.н. Александр Воротников.

Зеленые технологии протянулись в школы и вузы
Фото: Сергей Карпухин

Александр Воротников во время открытия заседания отметил: Арктика – особый регион, с уникальной флорой, фауной и экосистемой в целом. Уже сегодня в регионах арктической зоны страны в общеобразовательных школах вводятся уроки, направленные на повышение экологической грамотности детей. Поэтому символично, что 15 июня 1918 года, в день создания юннатского движения в России, эксперты обсудили пути дальнейшего развития экологического образования подрастающего поколения. Страна переходит к так называемому «зеленому» развитию. Но пока не все знают, что это такое. Часто можно услышать: экология – дорогое удовольствие. Однако именно зеленое, а значит, устойчивое развитие стимулирует новые технологии. Учителя, специалисты по экологии  понимают важность проблематики, поскольку им необходимо научить детей экологическому мышлению.

На заедании клуба выступили представители школ, образовательных и государственных учреждений. Они перечислили проблемы в сфере экологического образования и охраны окружающей среды в Арктике. Это в своих выступлениях подчеркнули Наталия Панарина к.б.н., учитель химии и биологии средней школы п. Красное», Майя Дьяконова, учитель математики в Саскылахской средней школы Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха (Якутия), Айгуль Публичко, заместитель директора Центра интеллектуального развития Ювента, г. Ноябрьск (ЯНАО), Роман Столяров, заместитель директора «Молодежный центр» г. Норильск, Наталья Беляева, заместитель Постоянного представителя Республики Карелия при Президенте РФ. Они рассказали о своих интересных и нужных проектах, которые уже реализуются совместно с воспитанниками и предложили увеличить экологическую часть в образовательных программах в школах, сделать обучение практикоориентированным, усилить методическое обеспечение и ввести  в школах новый предмет - экологию. 

Ирина Несивкина, эксперт Лиги Здоровья Нации по вопросам семьи, эксперт Деловой России, отметила важность создания для Арктики спецкурса, разработанного конкретно для региона, с учетом экологической уникальности зоны и традиций его коренного населения.

Представители современного подхода в экологическом образовании Эльвира Зинатуллина, координатор проекта «Экокласс», МОЭО «ЭКА», «Экологические уроки для каждой школы» и Анна Баженова, заместитель директора «Федеральный детский эколого-биологический центр» представили проекты онлайн-образования для школьников и педагогов. Они также отметили необходимость повышения имиджа учреждений, вузов и профессий, связанных с экологией, подчеркнули важность согласования образовательных программ и экологических мероприятий.

Олеся Кужель, менеджер региональных программ ПОРА, представила совместный проект Экофонда СФУ и Экспертного центра ПОРА «Сохраним белого медведя». В проекте сделан акцент на антибраконьерской кампании и просветительской работе с населением, особенно с подрастающим поколением. Программа предполагает создание пилотного просветительского центра в Норильске, где будут проводиться занятия с детьми. Будут применяться современные технологии, например, виртуальная и дополненная реальность. А белый мишка станет главным героем познавательных уроков об Арктике, ее экологии, истории, культуре и своего рода другом ребенка на всю жизнь.

Интерес и поддержку участников клуба вызвало предложение Владиславы Ковалевской, руководителя Экологического пресс-центра Общественной палаты РФ, координатора проекта «Детский экологический пресс-центр». Задачи Детского эко-пресс-центра -  вырастить поколение журналистов - профессионалов, понимающих неразрывную связь Человека и Природы, умеющих грамотно освещать экологическую проблематику, опираясь на мнение экспертов и обладая собственными практическими знаниями и навыками. Именно в их руках будут инструменты по воспитанию экологической культуры населения нашей страны. Экспертный центр ПОРА поддержал  инициативу и готов принять активное участие в создании детских эко-пресс-центров на территории Арктики.

Пётр Кирюшин, доцент кафедры экономики природопользования Экономического факультета МГУ, сооснователь проекта «ВузЭкоФест», заявил, что для формирования зеленой экономики на государственном уровне необходимо готовить для регионов лидеров, которые будут поддерживать устойчивое развитие. С 2015 года проходит фестиваль ВузЭкоФест, благодаря которому в более чем 50-ти вузах-участниках внедряются зеленую инфраструктуру. Эксперт отметил, что решения, разработанные на базе школ и институтов, могут в дальнейшем приниматься и для города.

Подводя итоги мероприятия, Александр Воротников выделил основные аспекты внедрения экологии в школах и повышения экологической грамотности в АЗРФ: обучение детей должно опираться на  традиции Северных регионов, не забывая о приезжающем и работающем в  Арктике населении; обучение  экологии нужно начинать с детского сада, когда дети наиболее восприимчивы к информации; в школах экологию нужно вводить не как отдельную дисциплину, а как междисциплинарный курс с обязательной прикладной частью; метод донесения экологической  информации изменить на современный,интересный подрастающему поколению; разработать  курс экологии для АЗРА с учетом региональных особенностей; на базе «Атласа новых профессий»,  состоящего из профессий «будущего», сформулировать список  профессий,  необходимых для Арктики; создать единый центр в АЗРФ, координирующий все  экологические мероприятия.

В заключение Александр Воротников отметил: инициативы тогда эффективны, когда они поддерживаются и сверху, и снизу. На днях в структуру Министерства природных ресурсов и экологии РФ включены два новых департамента: госполитики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и в области гидрометеорологии, изучения Арктики и Антарктики. Создание департаментов своевременно и актуально, и их деятельность усилит экологическую составляющую в работе Министерства в целом. Каждый шаг в Арктике и на ООПТ связан с экологией,  и здесь очень  важно согласование интересов бизнеса и государства,  распределение рисков между ними при реализации задач социально-экономического развития АЗРФ. Инструментом тут может быть только  государственно-частное партнерство.

В мероприятии также приняли участие Екатерина Сергеева, главный редактор журнала «Региональная энергетика и энергосбережение», Дмитрий Скирдо, специалист Постоянного представительства Красноярского края при Правительстве РФ, Дмитрий Покровский, заместитель директора по информационной политике и реализации проектов «Российский детско-юношеский центр», Андрей Иванов, помощник депутата Государственной Думы РФ от Ямало-Ненецкого округа, презентовавший разработанную на Ямале методику по обучению экологии в школах ЯНАО.