«Ачинский жезл» отправили на изучение новосибирских ученых

Новосибирскому музею Института археологии и этнографии СО РАН был передан уникальный артефакт, имеющий загадочное название — «Ачинский жезл». Эта находка была сделана в 1972 году выдающимся сибирским археологом Виталием Ларичевым и на протяжении десятилетий оставалась предметом глубоких исследований и споров.

«Ачинский жезл» отправили на изучение новосибирских ученых
«Ачинский жезл». Фото: Музеи Института археологии и этнографии СО РАН

«Aчинский жезл», выполненный из бивня мамонта, был найден на палеолитической стоянке в окрестностях Ачинска, возраст которой оценивается в 19-20 тысяч лет. Форма артефакта не только необычна, но и однозначно указывает на его статус: исследования показывают, что он мог служить священным символом, связующим древний мир с небесными явлениями. Стенки жезла украшены завораживающим спиралевидным узором, в котором насчитывается 1065 выемок. Ученые уверены, что данный орнамент мог быть использован как лунно-солнечный календарь, способствующий более точному пониманию времени и природных циклов.

Специалисты отмечают, что «Ачинский жезл» свидетельствует о том, что наши далекие предки, жившие на просторах Восточной Сибири, уже в позднем каменном веке обладали уникальными знаниями о звездах и небесных телах. Это открытие подчеркивает высокую степень развития астрономической науки среди древних обществ, далеко опередивших свое время.

Удивительно, но после смерти Ларичева в 2014 году артефакт считался утерянным. Однако спустя десять лет его вновь нашли, на этот раз среди вещей коллеги Виктора Сазонова, что положило начало новой эпохе его исследования.

Сегодня ученые из Новосибирска намерены использовать самые современные методы анализа для изучения «Ачинского жезла», чтобы выяснить его возраст и узнать больше о его значении. Ожидается, что результаты этих исследований откроют новые горизонты в понимании древних культур и их глубокого взаимодействия с природой. После завершения работы артефакт станет важной частью музейной экспозиции, привлекая внимание как исследователей, так и любителей истории, и вновь подчеркивая величие древних культур Сибири.

Ранее красноярские археологи обнаружили следы оживленной торговли у стен острога.