Публикации «Сибирь.Реалии» (издание признано в России СМИ-иноагентом) вызвали вопросы у историка из Красноярска Андрея Коношенко. По его словам, в исторических исследованиях журналистки Светланы Хустик приводятся истории репрессированных в Красноярском крае в конце 30-х годов XX века. В частности, приведены данные по уголовным делам в отношении братьев Крутовских, которые внесли большой вклад в науку в Красноярске. Упоминается и сын Льва Троцкого Сергей Седов, который приехал в Красноярск и устроился на «Красмаш» в 1935 году. В результате вместе с Седовым был арестован директор завода Александр Субботин, пострадав, судя по материалам, из-за того, что устроил сына врага Сталина. Есть и публикации о массовых расстрелах на территории Красноярского края.
«В Малиновке, например, был глиняный карьер, когда начали его разрабатывать, наткнулись на массовое захоронение и, по воспоминаниям местных жителей, загрузили целую машину человеческими останками, которые вывезли в неизвестном направлении. Примечательно, что практически везде на местах захоронений сейчас сосняк, видимо, специально там высадили сосны, чтобы скрыть могилы», - говорится в одном из материалов.
По мнению историка, тема сталинских репрессий сложна и болезненна для общества, и подавать ее только с одной точки зрения нельзя. В то же время из материалов сложно понять, что привело к возбуждению того или иного уголовного дела, как работала судебная система конца 30-х в СССР и не приводятся позиции разных экспертов по этому вопросу.
Андрей Коношенко напомнил, что массовые репрессии связывают с органами внесудебных репрессий «тройками». Они состояли из начальника регионального УНКВД, секретаря обкома ВКП(б) и прокурора. Члены «троек» имели право приговорить фигуранта дела к расстрелу или заключению в лагеря от 8 до 10 лет. Ввести систему «троек» в 1937 году предложили первый секретарь Западно-Сибирского крайкома партии Роберт Эйхе и руководитель Новосибирского УНКВД Сергей Миронов. Последний направил 17 июня 1937 года наркому внутренних дел СССР Николаю Ежову записку о том, что в Новосибирске раскрыта масштабная, враждебная советской власти организация. Инициатива сибирских коммунистов была поддержана, в стране заработали «тройки».
«Важно отметить, что действие «троек» связано с периодом работы Николая Ежова в должности наркома внутренних дел. В 1938 году он снят с поста, в 1939 году арестован. В том числе из-за ужасающего числа репрессированных. В 1938 году ликвидирован и институт «троек»», — пояснил ученый.
По словам Андрея Коношенко, период сталинских репрессий, безусловно, трагическая страница истории страны, а данные о погибших и арестованных ужасают. Однако единого мнения о масштабах расправ нет до сих пор. Исследователи приводят разные цифры и дают разные оценки тем событиям. Так, в публикации Роя Медведева, который в конце 80-х годов в «Московских новостях» опубликовал данные о числе репрессированных с 1927 по 1953 годы. По его информации, жертвами репрессий стали более 40 миллионов человек. Среди них раскулаченные, депортированные, умершие от голода.
«По оценкам авторитетного исследователя Виктора Земскова, с 1921 по 1954 год за контрреволюционные преступления было осуждено 3 777 380 человек, из них к высшей мере наказания — 642 980 человек. Удельный вес осужденных за контрреволюционные преступления в составе лагерных заключенных ГУЛАГа составлял: в 1934 году - 26,5%; 1935 году - 16,3%; 1936 году - 12,6%; 1937 году - 12,8%; 1938 году - 18,6%», - добавил Андрей Коношенко.
В то же время некоторые исследователи темы репрессий в Советском Союзе выражают сомнения, что массовые расстрелы и аресты были значительными и существенно повлияли на жизнь советских граждан. Коношенко сослался на монографию американского историка Роберта Терстона «Жизнь и террор в сталинской России. 1934-1941», автор которой считает, что массового страха перед репрессиями не было, они носили ограниченный характер и не коснулись большинства.
Исследователи по-прежнему спорят и о причинах, которые подтолкнули власти Советского Союза к массовым «чисткам». По словам историка, репрессии - детище противоречивой эпохи конца 30-х годов. Тогда внутри партии и всей страны продолжалась борьба за власть. Еще свежа была в памяти Гражданская война. А потому на разных уровнях шли разговоры о заговорах белогвардейцев, контрреволюционеров и прочих противников действовавшего на тот момент режима.
«В логике того времени Владимир Крутовский, сын золотопромышленника, бывший министр внутренних дел Временного Сибирского правительства, а также сын Льва Троцкого, идеологического противника Сталина, Сергей Седов как раз подходили на роль контрреволюционеров и шпионов», - пояснил Андрей Коношенко.
Не лучшим образом, по словам Коношенко, складывалась и обстановка в мире. Так интервью Рою Говарду Сталин отметил:
«Имеются, по-моему, два очага военной опасности. Первый очаг находится на Дальнем Востоке, в зоне Японии <…>. Второй очаг находится в зоне Германии. Трудно сказать, какой очаг является наиболее угрожающим, но оба существуют и действуют… Пока наибольшую активность проявляет дальневосточный очаг опасности. Возможно, однако, что центр этой опасности переместится в Европу».
Это, по словам красноярского историка, объясняет большое количество дел о шпионаже и пособничестве иностранным разведкам в предшествующие войне годы. При этом, как говорят многочисленные публикации, население поддерживало действующую власть и опасалось вторжения и военных действий на территории страны. А потому любое отклонение от идеологии могло быть неправильно истолковано.
Упоминает эксперт и личные мотивы, которые приводили к внесудебной расправе. Так, по его словам, были случаи, когда члены «троек» арестовывали по надуманному делу граждан из-за желания завладеть их жильем или имуществом.
При этом Андрей Коношенко просит не забывать, что аналоги печально известного ГУЛАГа были и в других странах. Например, в США по инициативе министра внутренних дел Гарольда Икеса в 30-е годы через сеть трудовых лагерей прошли миллионы безработных американцев. Их задействовали на тяжелых работах всего за 5 долларов в месяц.
Согласно сайту «Сибирь. Реалии», на котором опубликованы материалы о массовых расстрелах и арестах, задача издания - «честный, сбалансированный, непредвзятый, точный рассказ» о Сибири, которая, по мнению авторов проекта, еще малоизвестна в Европейской России. При этом «Сибирь.Реалии» - часть более масштабного и известного проекта – «Радио Свобода» (признан в РФ иностранным агентом).
«Корпорация в качестве частного грантополучателя финансируется за счет средств, предоставляемых Конгрессом США через попечителя американского зарубежного вещания, Агентство США по глобальным медиа», - говорится на сайте радио.
Стоит отметить, редакционная политика РС предусматривает «разносторонний» и «объемный» взгляд на темы, освещение проблем с разных сторон.
5 февраля на сайте РС опубликовано сообщение о том, что Генпрокуратура признала ряд материалов, опубликованных на сайте СМИ-иноагента, нежелательными и экстремистскими. И если говорить об истории, то радио и раньше вызывало вопросы у властей: «Советские власти характеризовали деятельность радиостанции как «клеветническую» и как «идеологическую диверсию», направленную на подрыв «единства советского общества» и со-циалистической системы», - говорится на энциклопедическом портале «Академик».
В Красноярске «Сибирь. Реалии» представляет Светлана Хустик. Она из главных тем ее материалов – история Красноярского края в эпоху сталинских репрессий. По данным издания «Крым Информ», сотрудники «Радио Свобода» зарабатывают около 100 долларов за материал. Сама Светлана на сообщение корреспондента «МК в Красноярске» не ответила.
При этом она заключила договор подряда с автономной некоммерческой организацией «Агентство социальной информации» в целях реализации проекта «PROдвижение НКО», финансируемого из Фонда Президентских грантов. В рамках контракта Светлана Хустик освещает деятельность некоммерческих организаций на территории Красноярского края и Хакасии. Несмотря на это, согласно данным с сайта ФССП, у нее периодически возникают задолженности по налогам.
«Интервал между публикациями в некоторых случаях составляет всего 4 дня. Возможно ли за такой короткий период времени детально изучить вопрос, который освящается в статье?» - задается вопросом Андрей Коношенко.
По словам историка, изучение столь сложных тем требует большого количества времени, а также работы с большим количеством архивных материалов. Причем часть важных документов по-прежнему хранится в архивах спецслужб. В связи с этим подготовить в кратчайшие сроки объективный и точный журналистский материал на историческую тематику, еще и по такой непростой теме, довольно сложно.