Красноярские ученые: Тунгусский метеорит мог не падать на Землю

Фото: "Коммерсант"

Ученые Красноярского научного центра СО РАН предположили, что Тунгусский метеорит не падал на Землю. А мощные разрушения в районе Подкаменной Тунгуски связаны с ударными волнами, которые возникли при прохождении железного астероида сквозь атмосферу Земли. Результаты исследований опубликованы в научном журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

О тайне Тунгусского метеорита люди спорят до сих пор. Предположительно, он упал на Землю 30 июня 1908 года – в тот день люди видели гигантский объект, который упал на Землю и взорвался. Взрыв вызвал мощный пожар на площади более 160 квадратных километров. Но никаких следов падения астероида в районе Подкаменной Тунгуски не было, поиски результатов не давали.

Фото: Википедия

Ученые из Красноярска и их коллеги из других российских научных институтов рассчитали траекторию, массу объекта, действующие на него силы и то, как менялась его скорость. Эти расчеты помогли выяснить, что разрушения могла вызвать ударная волна.

Моделирование ситуации показало: Тунгусский метеорит мог оказаться железным астероидом размером в 100-200 метров. Он прошел сквозь атмосферу Земли по касательной траектории при высоте полета в 10-15 км со скоростью около 20 км в секунду. За время движения астероид мог потерять около половины своей массы. Начальная масса тела могла превышать 3 млн тонн.

По словам ученых, ударная волна могла вызвать падение деревьев на огромной площади и не оставить на Земле следов космического тела. Это связано с тем, что при приближении к эпицентру в верхних слоях атмосферы скорость испарения тела могла резко вырасти до 500 тыс тонн в секунду. Такая масса может мгновенно расширяться в виде высокотемпературной плазмы, создавая эффект взрыва. Пожары в тайге могли возникнуть из-за слишком интенсивного светового излучения – температура болида могла превышать 10 тыс градусов на минимальной высоте полета.

Руководитель проекта и сотрудник Института физики КНЦ СО РАН Сергей Карпов отметил, что моделирование поможет предсказывать поведение астероидов и в дальнейшем:

— В особенности это касается космических объектов, размером более двух километров. Именно такие астероиды представляют наибольшую угрозу для нашей цивилизации. Модельные расчеты позволят определить вероятность столкновения подобных объектов с Землей, их свойства, последствия падения, а также характерные особенности сквозного прохождения через атмосферу даже без столкновения с поверхностью Земли, поскольку ударные волны, порождаемые этим прохождением, обладают колоссальной разрушительной силой.