Красноярские ученые предложили утилизировать мусор в космосе

Способ "мокрого сжигания" отходов в космосе. Фото: ksc.krasn.ru

Ученые Института биофизики КНЦ СО РАН нашли быстрый способ переработки бытовых отходов в космосе. Результаты исследования опубликованы в журнале Life Sciences in Space Research.

Утилизация отходов является одной из технологий замкнутой системы жизнеобеспечения для космонавтов БИОС-3. Она заключается в том, что все отходы перерабатываются методом «мокрого сжигания», а потом их используют как удобрение для саженцев растений, которые предоставляют космонавтам растительную пищу, воду и кислород. Сначала отходы измельчаются и смешиваются с перекисью водорода. Через сутки смесь поступает в реактор «мокрого сжигания», где перекись окисляется от переменного электрического тока.

Раньше таким способом могли утилизировать только продукты жизнедеятельности человека, несъедобные растительные и рыбные остатки. Теперь ученые предложили перерабатывать еще и вату, марли и целлюлозно-хлопковые полотенца – то есть санитарно-бытовой мусор.

Красноярские ученые попробовали применить три способа совершенствования системы, и самым эффективным оказался раствор с добавлением мочи человека.

«Основная проблема была в том, что в бытовые отходы входят хлопчатобумажные вещи, где много целлюлозы, которая плохо сгорает при химической обработке. Поэтому мы искали то, что можно добавить в перекись и усилить эффект окисления, чтобы эту целлюлозу переработать. В итоге, самым лучшим вариантом оказалась смесь урины человека, перекиси водорода и бытовых отходов. В реакторе с переменным током сгорало наибольшее количество целлюлозы за меньшее время, и при этом не требовалось никаких дополнительных химических реактивов», – рассказал старший научный сотрудник Института, кандидат биологических наук Сергей Трифонов.

Также ученые предложили перерабатывать бытовые и биологические отходы вместе: это быстрее и удобнее, чем раздельная утилизация. Разработка красноярских ученых будет применяться в миссиях по освоению дальнего космоса и колонизации других планет.