Сложный баланс

Министр финансов края Владимир Бахарь: «Нам важно принять бюджет приоритетов»

 Завтра краевые парламентарии обсудят бюджет региона на ближайшую «трехлетку». То, что бюджет будет сложный, уже ни для кого не секрет. Известные майские указы Президента и нынешняя экономическая ситуация существенно повлияли на формирование краевой казны. Чтобы покрыть дефицит, опять придется занимать деньги. Главный вопрос - будет ли документ исполним, и какие риски он несет? По мнению министра финансов региона Владимира Бахаря, не стоит пугаться таких понятий как госдолг и кредиты. Мало того, он не считает, что трехлетний бюджет края ориентирован на выживание. Это бюджет развития и приоритетов, - уверен Бахарь.

Министр финансов края Владимир Бахарь: «Нам важно принять бюджет приоритетов»
Владимир Бахарь: "Бюджетный маневр мы тоже совершили".

 - Владимир Викторович, понятно, что бюджет будет принят с большим дефицитом. И все-таки, откуда такая дыра?

- В этом году исполнение краевого бюджета происходит не так, как мы изначально планировали. И тому есть объективные причины. С одной стороны, дополнительной расходной нагрузкой легли указы Президента, с другой – негативное влияние внешних факторов на поступление доходов.

Экономическая ситуация диктует нам сегодня свои условия, и это общемировая тенденция. Итоги социально-экономического развития края за девять месяцев этого года выявили снижение тех показателей, которые мы изначально учли в трехлетнем бюджете. В первую очередь, это цены на металлы. Также зафиксировано снижение темпов роста объемов производства, работ и услуг, что напрямую отражается на поступлении налога на прибыль. Плюс к этому на федеральном уровне были приняты решения, сказывающиеся на собственных доходах бюджета. Например, создание консолидированных групп налогоплательщиков, применение ускоренной амортизации, переход производства топлива на более высокий класс (евро 4, евро 5), для которого установлены более низкие ставки акцизов.

Тем не менее, усилия правительства края, направленные на поддержание развития экономики региона, позволили нам сформировать проект бюджета на 2014-2016 годы с учетом роста налоговых поступлений.

- Как вы в этот сложный период выстраиваете отношения с крупными налогоплательщиками?

- Мы стараемся создать климат доверия между бизнесом и властью. Ведь от этого зависит и рост налоговой базы. Правительство края давно и очень тесно работает с крупнейшими налогоплательщиками региона. Еще в 1998 году минфин края создал систему мониторинга, которая прогнозирует поступления от крупных налогоплательщиков и включает информационный обмен. Эта система используется при отраслевом планировании, когда утверждаются программы развития реального сектора экономики. В настоящее время между правительством края и крупнейшими налогоплательщиками заключены 24 соглашения о взаимодействии.

- Вы не раз говорили о неких новациях при проектировании бюджета. Что это за изменения и главное - для каких целей?

- Впервые почти все расходы края (97 %) «заведены» в 20 государственных программ. По их названиям сразу становится понятно, какие цели мы преследуем: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Реформирование и модернизация ЖХК и повышение энергоэффективности», «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» и другие. В каждом документе есть четкая структура, по которой можно увидеть сначала главные задачи, далее мероприятия, которые эти задачи решают, потом деньги на их реализацию и итог всей работы. Думаю, что переход на программный бюджет сделает главный финансовый документ края более доступным для понимания любому человеку. По крайней мере, все, кто интересуется, как и на что тратятся деньги из бюджета, могут в госпрограммах найти ответы на свои вопросы.

Самыми затратными по объемам финансовых ресурсов стали программы образования, здравоохранения, социальной поддержки населения. В них отражены наши главные приоритеты – исполнение указов Президента и сохранение действующих мер социальной поддержки. На реализацию указов край ежегодно будет тратить около 30 процентов всех расходов. В 2014 году это более 42 млрд рублей, а за весь трехлетний период - 136 млрд. Эти деньги предусмотрены, в частности, на финансирование повышенной ранее заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, ввод дополнительных мест в детских садах и ликвидацию аварийного жилфонда.

С 1 октября 2014 года на пять процентов предусмотрено увеличение зарплаты работников бюджетной сферы. Запланирована индексация на пять процентов стипендий, краевого материнского капитала, других социальных выплат. Общий объем средств, заложенных в бюджете на исполнение социальных гарантий, составляет 20 млрд рублей.

Будет продолжено предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Поддержку смогут получить отдельные льготные категории граждан и семьи с низкими доходами. Одновременно мы компенсируем выпадающие доходы организаций ЖКХ и энергоснабжающих компаний. Тем самым в крае сдерживается рост платы за жилищно-коммунальные услуги. На весь комплекс мер из регионального бюджета будет направлено 15 млрд рублей.

В следующем году в крае будут введены три социально значимых объекта: онкологический центр, крытый футбольный манеж и театр имени А. С. Пушкина. Продолжится возведение четвертого моста в Красноярске, строительство ЦРБ в Богучанском районе и поликлиники в поселке Курагино. В городах и районах будут строиться школы и детские сады. В отдаленных территориях края появятся 42 модульных фельдшерско-акушерских пункта. В Лесосибирске и Минусинске построят модульные здания Скорой медицинской помощи. В следующем году откроются физкультурно-спортивные центры в Лесосибирске и Сосновоборске, планируется строительство зала борьбы в Ачинске. Начнется реставрация краеведческого музея им. Мартьянова, а также объекта культурного наследия «Дом Вильнера» в Минусинске. Более 600 млн рублей отводится на подготовку Енисейска к 400-летнему юбилею. В 2014 году там отреставрируют семь объектов культурного наследия. Кроме того, будут отремонтированы автомобильные дороги и автобусные остановки, построены системы водоотведения и ливневая канализация.

- Главный финансист страны Антон Силуанов говорил: «Основное в бюджете следующей трехлетки – это так называемый бюджетный маневр». Сокращается ряд расходов, и деньги перераспределяются на другие цели. Пойдет ли край на сокращение расходов, учитывая дефицит средств?

- В текущей ситуации нам важно принять бюджет приоритетов, или «бюджет уверенности», как говорят на федеральном уровне. Все важнейшие направления расходов, о которых я рассказал выше, в том числе социальные, расцениваются как первоочередные. Поэтому никакого сокращения в этой части быть не может. А бюджетный маневр мы тоже совершили. Те обязательные расходы, которые легли на бюджет дополнительно к первоначально утвержденным суммам, мы обеспечили за счет внутреннего перераспределения с наименее приоритетных статей расходов. Например, на пять процентов уменьшены расходы на госзакупки. В результате при росте расходов на обязательные направления общий объем расходов не увеличился.

- Сейчас много говорят о том, что некоторые регионы скатываются к банкротству. Какая перспектива у Красноярского края?

- Мы ведем достаточно осторожную долговую политику, объективно оценивая все риски. Тем более что у нас есть такой серьезный ограничитель как Бюджетный кодекс. Рост государственного долга далек от опасного предела. Красноярский край – сильный регион, его экономический потенциал очень высок. Мы продолжаем вкладываться в крупные инвестиционные, инфраструктурные проекты, и ожидаем от них соответствующую отдачу. Сегодня нам важно создать условия для развития конкуренции, привлечения инвестиций и наращивания налогового потенциала, поддержать эффективные инвестиционные проекты. Большие надежды возлагаются на «Ангаро-Енисейский кластер». Используя государственно-частное партнерство, планируется создание комплекса горнопромышленных и лесоперерабатывающих производств на территории Енисейского, Мотыгинского, Северо-Енисейского и Саянского районов, а также инфраструктуры, необходимой для обеспечения их деятельности. Кроме того, в ближайшие три года на территории Красноярского края будут реализованы другие инвестиционные проекты в области добычи нефти, металлургии, энергетики и лесного комплекса. Это продолжение развития Ванкорского нефтяного месторождения, строительство магистрального нефтепровода «Куюмба - Тайшет», ввод третьего энергоблока Березовской ГРЭС, ввод первого пускового комплекса Богучанского алюминиевого завода и другие.

Однако все усилия по реализации инвестиционных проектов могут быть сведены к нулю, пока большая часть налогов и сборов уходит в Федерацию. Поэтому сегодня на первый план выходит работа с федеральными органами власти по совершенствованию законодательства, которое оказывает влияние на формирование бюджетов регионов. Считаю, что качественно выстроенная система межбюджетных отношений – залог дальнейшего успешного развития Красноярского края.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру