В «традициях» ГУЛАГа
Смотреть на Евгения Хамидуллова без боли невозможно. На правой руке у него остались целыми только средний и безымянный пальцы, да и те едва двигаются. У остальных вырезаны фаланги. Нет у него и кончика носа, что в сочетании с исхудалым лицом делает его совершенно непохожим даже на фото в паспорте.
Евгений еле ходит, с трудом говорит. При этом старается держаться «бодрячком».
«Нормально!» - говорит он о своем состоянии.
Инвалидность, говорит Евгений, пока не оформили, но процесс уже идет. Сейчас у мужчины вообще очень много дел – встречи с полицейскими и следователями, оформление большого количества бумаг, интервью журналистам. Теперь Хамидуллов известен на весь край и, вероятно, за его пределами. А все благодаря броским заголовкам СМИ, в которых говорилось: «мужчина сбежал из рабства в Красноярском крае».
Когда слышишь, что в крае есть рабство, представляешь плантацию с надзирателями в «Винчестерами» за плечами и кнутами в руках. Либо наше родное сочетание букв ГУЛАГ. Многие отождествляют труд этой системы с рабством в прошлом веке. Так вот, Евгений заявляет, что попал в натуральный ГУЛАГ.
- Я через знакомых устроился на предприятие на севере, которое занимается рыболовством. Также хозяин этой фирмы еще и создает туристическую инфраструктуру недалеко от Игарки. Там, где были сталинские лагеря. Сейчас туда ездят люди на теплоходе на экскурсии, - объяснил Евгений.
- То есть, жили вы в условиях, созданных в «лучших традициях» ГУЛАГа? – переспросил корреспондент «МК в Красноярске».
Однако на условия Евгений не жалуется. Он пояснил, что с напарником жили в доме хозяев предприятия. В их обязанности входили строительные работы на объектах, связанных с туризмом, ремонт рыболовных сетей и так далее. Хамидуллов вспоминает, что бригады рыбаков и строителей были небольшими. Но не все жили в «хозяйском» доме. Ему повезло.
«Работали где-то с 7 утра и до 7 вечера, а потом была «вторая смена, так мы ее называли. Бывало, затягивалась до 23 часов. Готовили, убирались в доме и выполняли разную подсобную работу. В целом были хорошие условия, было тепло, проблем с едой не было. Но однажды хозяину не понравилось, что я не выбросил мусор, за что он ударил меня. В итоге у меня выпали 4 зуба», - рассказал Евгений.
Рукоприкладство со стороны начальства, говорит он, было регулярным. Но, говорит бывший рабочий, сильно не били. Да и до ближайшего отделения полиции добираться нужно было несколько часов. Потому о написании заявления и снятии побоев Евгений и не думал. Просто терпел. Терпел он и выходки коллеги Юрия, который, раздобыв невесть откуда взявшийся спирт, чуть не зарезал напарника, а однажды даже выстрелил в его сторону. Хамидуллов признается, что чудом выжил. Юрий же спокойно отработал положенный срок и уехал в Красноярск. Евгений же в связи с нападениями обратился в полицию. Он надеется, что обидчика найдут.
То, что его силой удерживали, как может показаться при чтении некоторых материалов в СМИ, Евгений отрицает. Да, иногда, когда приезжали туристы, закрывали в доме. Но это было добровольно. При этом обратиться к туристам или организатором туров, попросить о помощи рабочий побоялся, потому что об этом могло узнать начальство.
А идти было некогда – до ближайших населенных пунктов было около сотни километров. Однако Евгений все же решился на побег.
Произошел он в марте этого года. Евгений, воспользовавшись тем, что начальства не было на месте, отхлебнул виски, который нашел в доме, и решился идти к людям, чтобы рассказать о том, что творится в этой организации.
«Грелся у собак, потом шел дальше по снегу. Понял, что пить алкоголь на морозе – это неправильно. Никому не советую. После того, как согреешься – сильнее остываешь, а инстинкт самосохранения притупляется», - пояснил беглец.
Его нашли за пределами территории предприятия и вернули обратно. Из Красноярска привезли мази, бинты, антибиотики. Мужчина отморозил себе пальцы на руках, ногах, кончик носа. Врачей, как пояснил Евгений, вызывать не стали, лечили только тем, что привезли. Особенно активно помогал встать на ноги новый напарник Евгения Алексей. За это он ему искренне благодарен.
Хамидуллов прожил на вахте до начала зимы, таким образом он провел в тяжелых условиях год. Вернувшись в Красноярск, он обратился к врачам. Ему ампутировали кончик носа и фаланги пальцев – они были обморожены. Евгений стал, по сути, инвалидом. Сейчас он рассказывает о произошедшем правоохранительным органам и журналистам. За год работы в адских условиях Евгений не получил ни копейки. Потребовать деньги легально он не может – работал незаконно. К слову, мужчина готов рассказать и про другие нарушения работодателя:
«Я не один, кто отморозился на этой работе. До этого женщине ампутировали ногу. Также у меня есть информация незаконной добычи краснокнижной рыбы, о чем готов рассказать правоохранителям», - рассказал Евгений, который также добавил, что переживает за судьбу коллеги Алексея, которому, как он считает, грозит опасность после скандала вокруг предприятия в СМИ.
Сейчас Евгению добиться справедливости помогают общественники, в том числе Фонд помощи ветеранам Афганистана «Благодарность». Сам Хамидуллов участник боевых действий в Чечне. Там он был командиром минометного расчета.
Странное поведение
«МК в Красноярске» связался с директором ООО «Рыбхоз» Мариной Казанцевой. Там Евгений работал. По словам Хамидуллова, именно ее муж, Александр, бил его и вообще ответственен за происходившие там нарушения.
Марина Владимировна рассказала, что Евгений устроился на работу без оформления трудового договора. Оформиться в штат он не мог из-за отсутствия какой-либо регистрации по месту жительства и наличия судимости.
«В марте он повел себя странно. Среди чужих вещей нашел алкоголь, выпил его и ушел в неизвестном направлении. Игарка, куда он якобы шел, в другом направлении. Моего мужа не было дома. Если бы он не вернулся вовремя, было бы хуже. Александр спас ему жизнь. Мы помогали ему лечиться, оплачивали лечение в Красноярске, помогали оформить документы. Зарплата у него была накопительная, мы с ним договорились, что все выплатим по завершении работы. Но на помощь ушло много денег. Что касается заявлений, что мы не увезли его в Игарку и Красноярск, когда нашли его обмороженным, то были проблемы с погодой и спутниковой связью. Когда он встал на ноги, заявил, что готов доработать до конца года. А теперь, когда ему оказали помощь врачи, куда-то исчез, а теперь заявляет, что был в рабстве», - пояснила работодатель Евгения.
Проверка все покажет
Евгений считает, что справедливости поможет добиться только вмешательство правоохранительных органов и резонанс на федеральном уровне. К местным властям и силовикам он относится с настороженностью, считая, что их представители могут быть аффилированными с представителями «Рыбхоза». Тем не менее, сигнал об этой противоречивой ситуации, вызывающей множество вопросов, приняли правоохранительные органы.
«В отдел полиции (дислокация г. Игарка) ОМВД России по Туруханскому району поступило обращение мужчины 1981 года рождения о невыплате заработной платы и применения насилия со стороны работодателя. Кроме того, гражданин сообщил, что в организации насильно удерживают еще одного работника. Данное обращение полицейскими было зарегистрировано в установленном порядке.
В ходе проверки по материалу был опрошен руководитель организации. Он пояснил, что никаких конфликтов между ними не происходило, а денежные средства для расчета с заявителем тот сам попросил попридержать деньги, поскольку боялся потратить все на спиртное. Также был опрошен работник, которого якобы удерживают на базе. Он сообщил, что находится там добровольно, никаких противоправных деяний в отношении него совершено не было.
Сотрудниками ОВД установлено, что заявитель находится в Красноярске, вчера он был опрошен. Полицейские продолжают проверку, по результатам которой будет принято решение в соответствии с действующим законодательством», - сообщили в ГУ МВД России по Красноярскому краю.
По сообщению в СМИ проверку инициировали и следователи ГСУ СК России по Красноярскому краю. Там проверяют соблюдение законодательства по статьям УК «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат», а также «Незаконное лишение свободы».
Возможно, правоохранители установят, кто на самом деле говорит правду, а кто заинтересован в этом скандале. С другой стороны, эта история станет показательной для тех работодателей, кто не заботится о соблюдении законодательства и кого не интересует судьба работников.