Стрельба в Перми 20 сентября потрясла Россию. В Пермском госуниверситете от рук 18-летнего Тимура Бекмансурова погибли 6 человек, 29 получили травмы и ранения. В мае еще один «стрелок», Ильназ Галявиев, убил 9 человек и более 30 ранил в гимназии 175 в Казани.
По мнению Дмитрия Юркова, у этих и других молодых людей, пришедших в школы, колледжи и вузы с оружием и целью убивать, есть довольно много общего и распознать их среди учащихся можно и нужно.
«Каждого из стрелков характеризовали как тихих, малозаметных ребят. Они не выделялись просто ничем: ни внешностью, ни одеждой, ни тем более поведением. До конца трудно сказать, что побудило в итоге их взять оружие, но с большой долей вероятности можно предположить, что ощущение оторванности от мира. Отмечу, что среди тех, кого я изучал, нет жертв издевательств, так называемого буллинга», - говорит эксперт.
Дмитрий Юрков обратил внимание, что многим «колумбайнерам» нет и 20. В этом возрасте, поясняет он, еще нет четкого понимания последствий своих поступков и осознания того, что у каждой проблемы есть несколько решений. Это доказано исследованиями, уточнил эксперт. Еще не созревшим до конца людям непонятно, что такое смерть или пожизненное заключение.
По словам ученого, если молодой человек видит, что его не замечают, не чувствует своей значимости в семье и коллективе, он со временем начинает испытывать желание отомстить всем вокруг, думает, что мир против него. Это, говорит Юрков, детское, инфантильное поведение, ощущение, что у проблемы изоляции от окружающих только один выход – самоустранение или самоустранение, перед которым нужно забрать жизни других.
«В одной из психологических классификаций есть даже такой тип личности – «стрелок». Он происходит от древних стражников. Были когда-то люди, которым доверяли охрану покоя общины. Они были тихими, отлично слышали, вели ночной образ жизни. Их очень ценили, доверяли им оружие и, соответственно, свою безопасность. Сейчас нужды в таких людях нет. А такой тип людей, тихих, малозаметных, но желающих быть полезными, остался. Такими «стрелками» и являются те, кто решает мстить другим за то, что их не замечают», - пояснил Дмитрий Юрков.
Есть ещё один мотив у таких людей – желание самоутвердиться за счет силы. То есть, кто решается на подобные преступления, считают себя слабее других. Страх перед сильными также может породить конфликтную ситуацию, так как люди вследствие их природных особенностей реагируют на страх агрессией, как и другие животные. Агрессия необязательно может проявляться в насилии, но может вызвать желание отомстить агрессору.
«Конечно, всех причин такого поведения мы назвать не можем. Каждая ситуация индивидуальна. Но в целом, людей таких нужно выявлять. И работать с ними. Работу должны проводить социальные педагоги, психологи, учителя…», - резюмирует Дмитрий Юрков.
По словам специалиста, таких людей не нужно принуждать к чему-то, запугивать последствиями неправильных поступков или насильно заставлять вести образ жизни «как все». Нужно находить точки соприкосновения и планомерно заниматься воспитанием.
«С ними надо просто поговорить. Выслушать их, узнать, чем они недовольны, что мешает нормальным отношениям с коллективом. И конечно, нужно помочь выплеснуть накопившуюся агрессию. Даже при помощи компьютерных игр, они помогают снять злость», - добавляет эксперт.
По мнению специалиста, педагог или психолог может помочь потенциальному «стрелку» найти то увлечение, в котором он может избавиться от негативных мыслей и найти единомышленников. Дмитрий Юрков не исключает, что, если молодой человек интересуется оружием и стрельбой, он может найти себя и новых друзей в военно-патриотическом или стрелковом клубе, где его научат безопасно обращаться с тем же ружьем и помогут эмоционально разрядиться, целясь не в людей, а в мишени.
«Да, это трудный процесс, но только так, я считаю, можно избежать большого количества жертв, среди которых будет и сам «стрелок» - подытоживает Дмитрий Юрков.
Сейчас, по словам эксперта, необходимо разными способами повышать эффективность работы школьных психологов и социальных педагогов. Пока, считает Юрков, в учебные заведения идут работать теоретически подкованные, но не имеющие практического опыта специалисты. И это тоже проблема, которую нужно решать.