Всю Россию в среду, 28 июля, облетела новость о нападении медведя в природном парке Ергаки в Красноярском крае. На место вылетел вертолет со следственно-оперативной группой, выясняются все обстоятельства происшествия, а также ведутся поиски туриста, которого предположительно убил хозяин тайги. И это уже второй случай за сезон, до этого зверь убил местного подростка. Кроме того, в сети не раз появлялись видео и фото медвежьих следов прямо на окраине Красноярска и других населенных пунктов края.
«Никаких аномалий»
Корреспондент «МК в Красноярске» обратился за комментариями к представителю минэкологии региона и ученый СФУ.
«Никакой аномалии в том, что медведи напали в Ергаках на туристов нет. В первом случае к людям вышла явно нездоровая особь, которая не боялась людей и испытывала агрессию. Во втором случае, и это следует из комментария директора природного парка, туристы удалились от туристических троп, явно не задумываясь о том, что в дикой природе хозяева отнюдь не они», - пояснил доцент СФУ, кандидат биологических наук Владимир Емельянов.
По словам начальника отдела госконтроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания Николая Мальцева, в том, что медведи выходят к дорогам или поселениям людей нет ничего странного. Свалки на границах населенных пунктов, добрые люди, которые, проезжая кинут Мишке еды - все это формирует у животного ощущение, что в этих местах его кормят, что это его.
«Выходя к людям и питаясь на свалках или где-либо еще, медведь подписывает себе и окружающим смертный приговор, - считает Николай Мальцев. – При виде человека у него возникает агрессия, он становится опасным, соответственно, основной способ его нейтрализовать – отстрел».
Владимир Емельянов в свою очередь добавил, что медведь, полакомившись легкой едой, которую дают ему люди, перестает их бояться. И вместо того, чтобы уйти, может совершить нападение.
«На мой взгляд, к людям выходят те медведи, которые не в состоянии добыть пропитание в дикой природе, то есть ущербные или больные особи. Причиной агрессии может стать что угодно: ощущение, что человек посягает на его территорию и пищу, голод, последствия более ранних болезненных столкновений с людьми», - отметил ученый.
Не кормите Мишу, и он не придет
В этом году, говорят эксперты, косолапые выходят к людям не чаще, чем и раньше. В предыдущие периоды бывали и более частые «визиты» хозяев тайги.
«Мы не можем говорить о том, что медведи выходят чаще или реже. В нашем регионе это распространенные животные. По нашим оценкам, в крае около 30 – 32 тысяч медведей, 50% популяции проживает в южных районах. Север для них периферия, но и там эти животные выходят к свалкам и нападают на охотников. Каждый год от лап медведей погибают по несколько человек, но случаи в Ергаках прогремели на весь край, так как это популярное место отдыха», - комментирует Николай Мальцев.
Когда появляется сообщение о появлении опасного медведя, несущего угрозу людям и скоту, принимается решение о регулировке численности зверя. Проще говоря, об отстреле. Число отстрелянных опасных особей в этом году тоже не отличается от предыдущих лет. За полугодия 2021 года охотники отстреляли около 10 косолапых, за прошлый год были отстреляны около 30 медведей.
«Есть три способа предотвращения выхода медведей к поселениям и нападения на людей. Первый – не устраивать свалки и вовремя убирать мусор, чтобы он не пришел лакомиться в населенных пункт, не прикармливать животных на трассах; второй - не заходить на дикие территории, не зная правил поведения при встрече с опасным зверем; третий – властям нужно осуществлять контроль за ситуацией и оперативно реагировать на угрозу», - резюмировал Владимир Емельянов.
Соблюдение этих мер, считает ученый может сократить число выходов медведей к людям и уменьшить число нападений зверей.