Хамство и произвол: как работают агрегаторы такси в Красноярске

Хамство и произвол: как работают агрегаторы такси в Красноярске
Такси

Несколько лет назад агрегаторы «Яндекс.Такси», Uber, Gett, «Максим» и другие изменили рынок такси. Теперь заказать машину стало проще, а поездки стали дешевле. При этом законодательно работа агрегаторов пока до сих пор не регулируется, поэтому нередки случаи, когда на заказ приезжают таксисты-нелегалы — именно на них, судя по всему, чаще всего жалуются пассажиры.

Жалобы

Соцсети и фламп пестрят рассказами пользователей об агрессивных водителях, которые отказываются принимать заказы, не подъезжают к назначенному месту, не знают город и не могут дать сдачу с купюр различного достоинства. А еще на грязные салоны автомобилей, дорогие поездки и прочие ужасы. Самые возмутительные случаи часто попадают в СМИ: например, летом прошлого года водитель «Яндекс.Такси» отказался везти девушку-инвалида с синдромом Дауна и ее родителей. Другой красноярский таксист обругал пассажирку, потому что ему не понравилась слишком низкая цена поездки — в результате она вышла из машины и добиралась до места назначения пешком, когда на улице было -30 градусов.

Бывают и совершенно дикие случаи: в августе прошлого года красноярка пожаловалась на таксиста, который приехал на вызов в состоянии наркотического опьянения. Несколько минут он дергался словно в конвульсиях, а затем уснул. В красноярской полиции тогда пояснили, что этот водитель незаконно занимался предпринимательской деятельностью, то есть по сути был нелегальным таксистом. 

Такси в ЮВА

По данным из исследования Аналитического центра при правительстве, в России в 2017 году было 82 тыс нелегальных таксистов — 15% от всех водителей таксомоторного рынка (547 тыс). Авторы исследования при этом разделяют нелегалов (таксисты без лицензий, в основном работающие на улицах, у вокзалов и аэропортов) и нарушителей (имеют лицензию, но не платят налоги и не проходят медосмотры). Депутат Госдумы РФ Александр Старовойтов в ноябре прошлого года, однако, говорил, что всего в сфере такси работает около двух миллионов машин (сколько из них не имели разрешения, он не уточнил).

В Красноярском крае легально работает чуть больше 3 тыс таксистов — именно столько лицензий, выданных краевым министерством транспорта, по подсчетам «МК», действует на момент написания материала. Из них на Красноярск приходится более 2 тыс. В реальности таксистов в городе в разы больше: только по данным службы такси «Максим», каждый день в Красноярске на линию выходит до 10 тыс водителей. 

Аварии и потери бюджета

Таксисты по статистике чаще других водителей попадают в аварии. Страховщики, например, выплачивают ОСАГО таксистам в шесть раз чаще, чем другим автомобилистам (это, впрочем, и неудивительно, ведь таксисты в целом проводят больше времени за рулем). По данным из исследования таксомоторного рынка Аналитического центра при правительстве РФ, в 2017 году в России произошло 1 тыс 604 аварии с участием легковых такси. Однако позже «Коммерсант» со ссылкой на тот же центр приводил уже другие данные: в 2015–2017 годы число ДТП с такси выросло с 2100 аварий до 2900 (на 35%). В свою очередь по статистике ГИБДД, за девять месяцев прошлого года в стране произошло 2,3 тыс аварий с такси из 119 тыс всего зарегистрированных ДТП (за первое полугодие соответственно — 1 тыс 108 аварий из 85,8 тыс). 

Аналитический центр Digital Vision проанализировал около 2 тыс аварий с участием такси и пришел к выводу, что большая часть из них (73%) произошла по вине таксистов-нелегалов. «Наибольшее количество ДТП происходят по причине изможденности водителей. Они засыпают, теряют сознание, впадают в кому и умирают за рулем», — говорится в докладе.

Водитель такси

Таксисты, судя по их многочисленным интервью и комментариям экспертов, часто вынуждены работать по 10-14 часов за смену, чтобы что-то заработать. Координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, который ради эксперимента отработал неделю таксистом, рассказывал «Царьграду», что ему приходилось работать по 12 часов в день. «Могу сказать, что на пятый день именно из-за состояния крайней усталости я совершил такое количество нарушений правил дорожного движения, которое я не совершал, наверное, за всю свою водительскую практику», — говорил он. 

Помимо роста ДТП, как пишут авторы доклада Digital Vision, из-за нелегальных перевозок несут потери бюджетов всех уровней — налоги, как правило, нелегалы не платят. Общий объем российского нелегального рынка в докладе оценивается в 90 миллиардов рублей в 2017 году, а недополученные поступления в бюджеты от налога на прибыль, НДФЛ и прочих налогов — в 25 миллиардов в год. Кроме того, водители, не имеющие лицензии, в конечном счете сами несут финансовые потери, так как по ним не выплачиваются страховые и пенсионные взносы, отмечается в исследовании.

Нет контроля

Чтобы заключить договор с агрегаторами, например, «Яндекс.Такси» или Uber, водитель должен быть зарегистрирован как ИП или ООО. Впрочем, это правило можно обойти, подключившись к онлайн-сервису через фирму-посредника (их называют «подключашки»).

Проблема в этом случае в том, что в таких компаниях водителей слабо контролируют либо не контролируют вовсе. В классической таксомоторной компании специальные отделы проверяют водительский стаж таксиста, наличие российских водительских прав, проводят инструктаж и так далее. Перед выходом на линию в таксофирмах водитель должен пройти ме-досмотр, его машину должны проверить техники. В агрегаторах же основной метод контроля — подробное фото автомобиля, которое водитель должен присылать раз в неделю для оценки его состояния.

Такси ретро

В пресс-службе красноярской полиции отмечали, что фирмы-подключашки не несут ответственности за физическое состояние водителей и автомобилей. Там также предупреждали, что поездки с нелегалами не застрахованы, а в случае ДТП «потерпевшие рискуют возмещать ущерб только в гражданского-правовом порядке». При этом, согласно докладу Digital Vision, нелегалы чаще, чем лицензированные таксисты, водят машину в состоянии алкогольного опьянения и без прав, создают аварийные ситуации, незаконно повышают цены, работают без медицинского освидетельствования и не оснащают машину детскими креслами.

Закон об агрегаторах

Сейчас закон о такси довольно лоялен к водителям — а требований к агрегаторам в нем и вовсе нет.  Однако в декабре прошлого года Госдума сделала шаг в этом направлении и в первом чтении приняла законопроект с правилами работы агрегаторов.

Если документ примут окончательно, то таксистам нужно будет получать специальное разрешение на работу, а агрегаторам — работать только с такими водителями. Сейчас лицензия выдается на машину, а не на конкретного человека. Из-за этого, как говорится в пояснительной записке, компании зачастую получают разрешение на автомобили, а затем сдают их в аренду, в том числе нелегалам и иностранцам.

Разрешение на работу получить смогут водители со стажем от трех лет. Они должны будут предъявить его по требованию пассажиров и полицейских. Каждый заказ агрегатов и службы такси должны будут регистрировать в специальном электронном или бумажном журнале. Хранить информацию о заказах придется минимум полгода.

Иностранные сервисы, согласно предлагаемому законопроекту, смогут работать в России только через российскую «дочку» с серверами на территории страны. Наконец, за передачу заказов таксистам-нелегалам предлагается ввести штрафы до 200 тыс рублей, при повтор-ном нарушении придется заплатить до 500 тыс рублей или остановить работу на срок до трех месяцев.

Ко второму чтению предполагается добавить в проект еще несколько пунктов, например, запретить работать в такси водителям без российского гражданства.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру