В Сибири подсчитали лидеров по росту цен на топливо

Эксперт оценил вклад бензина в инфляцию

Цены на дисплеях красноярских заправок бьют очередные, нерадостные рекорды. Так, ценник на самый ходовой бензин марки АИ-92 перевалил за 40 рублей за литр. О том, что явилось причиной галопирующего роста стоимости топлива, говорят не столько в крае, столько на уровне федерации. Представитель регулятора топливного рынка, первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева (её цитирует агентство «Прайм») заявила на заседании в Госдуме: мол, цены на бензин в стране растут зеркально ценам на нефть на мировых биржах. Она пояснила: «В этом году выросли международные цены, выросли акцизы – это два фактора, которые внесли вклад. Когда цены на нефть падали, цены на бензин росли меньше, чем другие цены. Их вклад в инфляцию был меньше, чем у других цен». А глава ФАС Игорь Артемьев высказался ещё месяц назад о возможности снижения акцизов: «Мы подумаем о снижении акцизов, прежде всего, потому, что акцизы в последние годы были главной причиной, провоцирующей рост (цен на нефтепродукты)».

Эксперт оценил вклад бензина в инфляцию
Коллаж: Сергей Гуськов

Самая большая опасность для экономики во время марафона ценников, которые меняются уже чуть ли не насколько раз в неделю, – разгон инфляции. Не секрет, что стоимость ГСМ сказывается прямым образом на ценах практически всех видов продукции на прилавках магазинов. Но в ЦБР такой опасности пока не разделяют и демонстрируют единственно возможный, как кажется, в таких малоуправляемых реалиях сдержанный оптимизм. Например, начальник департамента денежно-кредитной политики ЦБР Игорь Дмитриев считает, что рост цен на бензин носит догоняющий характер:

– Предшествующий рост цен на бензин на фоне снижения цен на нефть был во многом догоняющим, потому что индекс цен производителей перед этим рос быстрее, чем на бензин. То есть по бензину мы наблюдаем плавный, медленный рост в течение длительного периода, который отставал от роста цен производителей, когда росли цены на нефть.

Но есть другие мнения. Директор Центра координации программ развития и партнёрства СФУ, экономист Михаил Васильев считает, что формально по Закону о защите конкуренции ценового сговора среди автозаправщиков вроде нет:

– Но есть элементы, которые можно было бы назвать монопольным сговором регулирования. По одной простой причине – у нас очень мало заводов по переработке нефти и выпуску ГСМ. В стране нет избытка топлива, а, напротив, зафиксирован его дефицит, как это ни парадоксально. В этих условиях даже при снижении цен на нефть или акцизов, о чем пока мечтают в Госдуме, всю прибыль заберут или розничные продавцы, или нефтяные гиганты – поставщики ГСМ на розничный рынок. Говорить же о прямой корреляции между мировыми ценниками на сырьё и внутренними прайсами в рознице АЗС я бы не стал: эти процессы практически не связаны друг с другом. Наше формирование цен на бензин – система, которая обеспечивается крупными предприятиями нефтедобычи и переработки. Пока мы не построим с десяток новых НПЗ и пока они не будут принадлежать разным корпорациям-нефтедобытчикам, можно оставить надежды на снижение цен в календаре памятных дат. Есть и такая проблема. Например, в нашем регионе создана система субсидирования закупок ГСМ предприятиями аграрного сектора. Но в этом кроется не столько механизм их защиты, сколько потакание росту цен на ГСМ. Дорожающее топливо, что бы ни говорили коллеги-экономисты, негативно влияет на инфляцию – она не катастрофична, конечно. Но точечная эскалация тарифов на ЖКХ, энергоресурсы, ГСМ повышает инфляцию. И это не совсем то, о чём говорит официальная статистика.

К слову, в Красноярскстате еженедельно мониторят динамику цен на ГСМ. И подчёркивают: в Красноярском крае с середины апреля 2018 года наблюдается рост средних потребительских цен на нефтепродукты. За шесть недель нефтепродукты поднялись в цене на 5,1%. По уровню цен на бензин в рейтинге среди 12 регионов Сибири Красноярск занимает седьмое место в порядке возрастания. Наиболее высокая цена на самую ходовую марку бензина АИ-92 – в Тыве, наиболее низкая – в Бурятии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 30 мая 2018

Заголовок в газете: Бензиновая лихоманка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру