«Шкатулочка» появилась около 20 лет назад, когда искусствовед Любовь Харченко пришла работать в Красноярский педагогический колледж. Они с коллегой-фольклористом Викторией Белоцкой собрали коллектив, в котором сначала были только девушки. На первом выступлении ансамбль исполнил песню «Шкатулочка», так и появилось название. Чуть позже в ансамбль пришли парни-баянисты. Сейчас в музыкальном коллективе в среднем 12 человек, они выступают по всему краю: в Енисейске, Железногорске, под Кемерово, в Бородине, Зеленогорске, Канске, Ачинске, и в других регионах России.
Мы поговорили с руководителем «Шкатулочки» Любовью Харченко.
По вашему мнению, почему важно сохранять народные традиции Сибири и других регионов?
- Фольклор создает душевную атмосферу и объединяет людей, поэтому мне важно даже не сохранять эту культуру, как в музее, а жить в ней. Раньше люди так жили и общались, это был их уклад, который приводил человека к хорошему расположению духа. Ведь песни, игры и танцы в те времена были не самоцелью, а скорее сопровождением к общению и разговору по душам. Причем, эта культура не устаревает, ее можно вводить и сегодня как часть нашей жизни. Участницы нашего коллектива - молодые девушки, которые следят за модными трендами, но в то же время они приходят вечером попеть и им здесь хорошо.
Получается, что народные песни - это такой антистресс?
- Получается так. Сначала через песни мы выплескиваем плохие эмоции, потом через общение и душевные разговоры подпитываемся энергией. Если у меня или участниц «Шкатулочки» день прошел неудачно, можно прийти сюда, и постепенно через танцы, песни и разговоры на душе становится лучше...
А о чем песни наших предков?
- Темы песен всегда одни и те же: про любовь, как правило, несчастную; про знакомства; про историю Руси; про несчастную судьбу; про место, где мы живем: «между двух гор выпал Енисей». Мы недавно целенаправленно искали песни про счастливую жизнь – не нашли. Вот таких текстов, что у меня все хорошо, меня любят – я люблю, дом полная чаша – таких нет. Наверное, счастье – это то сокровенное, что надо было беречь внутри себя и никому о нем не рассказывать. А горе, грусть лучше разбить на много мелких частей и разделить с подружками, тогда оно становится маленьким-маленьким.
Какой культурной народной традиции вы следуете?
- Мы чтим разные фольклорные традиции, не концентрируемся на чем-то одном. Нам нравятся и духовные стихи, и медленные песни, и пляски. Например, из сибирского казачества мы берем протяжные песни – они очень красивые. Из сибирского старожильческого фольклора – лирику и вечёрочные песни, игры и танцы. Причем, участницы коллектива абсолютно точно знают, из какого региона песня, каковы особенности ее бытования, диалекта, манеры пения.
На концертах вы часто танцуете и даже играете в подвижные игры.
- В наших выступлениях обязательно есть действие: мы играем на балалайках и других инструментах, с удовольствием организуем и проводим вечерки – этакий старинный прототип современной дискотеки, когда собирается молодежь без взрослых, поет, танцует, играет, разговаривает. Еще мы делаем игровые программы для детей: дело в том, что сейчас есть большая проблема: современные дети не знают, как и во что играть в компании. Мы учим их веселым играм, которые, кроме навыков коммуникации, развивают моторику и координацию.
Видео: «Утро на Енисее» / Телеканал «Енисей»
Как вы находите песни для исполнения?
- Сейчас, спасибо фольклористам-собирателям и ансамблям, все есть в интернете. Там мы находим интересные композиции, обмениваемся ими в соцсетях и решаем, что будем исполнять. Разучиваем чаще «с голоса», без нот. Нам важно, какова песня музыкально: она терпкая или гармоничная, или линеарная, когда голоса льются как хотят. Мелодия может быть густая с плотным созвучием или прозрачная, раскиданная по музыкальной вертикали.
Где вы берете традиционные костюмы для выступлений?
- Шьем сами. Каждый костюм делает девушка себе сама, оценивая цвет, фасон, украшения – идёт-не идёт. Вручную вышиваем воротники, каждый символ что-то означает: например, богатый урожай или каких-нибудь животных. Разыскиваем в интернете аналоги моделей, старинный крой. Вяжем кружева, плетем пояса в разных техниках. У каждой участницы минимум по три костюмных комплекса: сибирский холодай (это такое платье) или сарафан, казачья парочка и западнорусский понёвный комплекс. Есть косоклинные сарафаны, есть комплексы с андораком и кофтой. В общем, те еще модницы! Ну и зимняя одежда есть: Масленица же и Святки на улице празднуются.
То есть девушки из коллектива - рукодельницы?
- Участницы много чего умеют делать руками: крутят обережных кукол по всем правилам, без использования иголки, изготавливают кукол для традиционного вертепного театра и «театра Петрушки». В нашем вертепном театре есть все необходимые персонажи – Ирод, Смерть, Рахиль, Стражник… В Сибири представления вертепного театра были любимы, и сейчас традиция возобновляется.
Видео: «Утро на Енисее» / Телеканал «Енисей»
- Вы играете на необычных инструментах, и некоторые из них даже делаете сами, расскажите про это, пожалуйста.
- Изготавливать звуковысотные музыкальные инструменты – это дело мастеров-профессионалов. Там столько сложностей и нюансов! В коллективе есть вдоволь инструментов: кугиклы, балалайки, жалейки, свирёлки. Есть даже колёсная лира! А вот всякие шумелки и бренчалки мы делаем «на раз». Как издавна повелось, играть можно на всём: и на косах, и на топорах, и на стиральных досках. Если душа развернулась – как ей не подыграть?