Эксперты задумались об «арктической диете»

Здоровое питание нашли на севере

25.01.2018 в 13:18, просмотров: 713

Накануне состоялось очередное заседание дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики «ПОРА». Оно было посвящено актуальной, полезной и вкусной теме – «Арктическая диета» и здоровое питание».

«Арктика - не только минерально-сырьевая база России и уникальная природа. Это традиции, культура, в том числе культура питания, и арктическая кухня со своими особенностями, - сказал генеральный директор ПОРА Борис Тарасов.  - Экологически чистые и полезные продукты из Арктики: мясо, рыба, ягоды, лечебные травы, должны приносить пользу здоровью россиян всей страны. Наполненные витаминами и микроэлементами, они прекрасно могут разнообразить рацион жителя средней полосы». Он привёл несколько интересных фактов. Одна из причин низкой смертности коренных и малочисленных народов Севера от сердечно-сосудистых заболеваний - наличие в рационе рыбы, богатой полиненасыщенными кислотами и антиоксидантами и правильное соотношение Омега-3 и Омега-6. В экологически чистой оленине содержится в 3-5 раз больше витаминов группы В и железа, чем в говядине. Сейчас в Ямало-Ненецком автономном округе проходят перспективные испытания препарата для понижения давления из арктических компонентов, среди которых: кровь, жир и мозг северного оленя, рыба — щука и налим, хвоя, ягоды — шикша, брусника и клюква.

Михаил Гладышев, и.о. проректора Сибирского федерального университета, директор Экофонда СФУ, добавил, что суточная норма Омега-3, например, содержится либо в 12 килограммах телапии, либо всего в 30 граммах арктического омуля. А Алексей Алтынцев, советник заместителя губернатора Архангельской области, добавил, что есть другие продукты, которые находятся в тени отрасли и поставлены на промышленную основу за рубежом. Арктическим производителям нужна поддержка ресурсами, материальными и информационными. Это долгосрочные инвестиции, которых боятся банки. Он обратил внимание бизнесменов на те ниши, которые сейчас менее востребованы - морепродукты, дикоросы, соль.

Анна Попова, начальник отдела развития туризма Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, поделилась опытом создания туристической площадки «Сделано в Арктике». Этот бренд, в частности, призван донести до потребителя информацию о ценности северных продуктов и объединить производителей продуктов и сувениров в Заполярье, создать им комфортные условия для реализации своей продукции на новых рынках сбыта, в том числе за рубежом.

Сергей Майоров, начальник отдела департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ, предложил для продвижения ориентироваться на бюджет и целевые министерства - здравоохранения, образования, спорта, учитывая полезность арктических продуктов для ЗОЖ, детей и спортсменов. А Татьяна Сафронова, директор Центра здорового питания СФУ, остановилась на особенностях питания в регионе. Она отметила, что регион богат ягодами, растениями, в том числе и лекарственными, рыбой, морскими животными, птицей, мясом северного оленя, но есть недостаток витаминов, которых жителям Севера нужно в несколько раз больше.

Ольга Етылина, председатель Содружества общин КМНС, Сибири и Дальнего Востока и Национального союза оленеводов, подчеркнула, что Россия - крупнейшая арктическая держава, где проживает порядка 20 коренных народов, у каждого своя кухня, которая мало исследована, мало научных данных об особенностях северного питания, как отдельных продуктов, их пищевой ценности, так и потребностей организма в именно таком типе питания. Отметила отсутствие четкой государственной политики поддержки местного производства. Происходит завоз продукции с «материка», при этом собственное производство объявляется невыгодным, дотационным и «социалкой» за госсчёт.

Ирина Наделяева, заместитель главного врача НМИЦ РК Минздрава РФ, констатировала, если продвигать продукты северного региона как лечебную еду, то возникнут сложности с Минздравом. Нужны долгие и дорогие клинические испытания, регистрация. “Значит, - отметила она, - нужно продвигать через медиа. Поддержка в виде фестивалей Арктической еды, рестораны типа «Экспедиция», вхождение в кулинарные программы, литература по теме, материалы в СМИ». Алексей Алтынцев добавил, что нужно собрать банк данных производителей и покупателей по категориям.

Полезные арктические продукты могут занять достойное место на столе россиянина - таков итог заседания клуба. Проектный офис планирует создание некоммерческого каталога продукции «ПОРА есть арктическое». По результатам разрабатываются рекомендации для законодательных и исполнительных органов власти, которые будут продвигаться через СМИ и общественные проекты. «ПОРА» также готова поддержать грантами наиболее интересные и перспективные наработки и исследования в арктическом регионе.