В регионе предлагают ввести единые стандарты безопасности

Эксперты поделились мнеием о "школьной защите"

24.01.2018 в 15:53, просмотров: 650

Недавние трагедии в Перми и Улан-Удэ, где массово пострадали школьники в результате нападений, могут аукнуться для Красноярского края. Дело в том, что, как выяснил «МК», не только в регионе, но и в стране до сих не действуют единые правила безопасности в средних учебных заведениях. Их попросту нет. Пока раздаются голоса парламентариев из Госдумы РФ, что, мол, пора взяться за охрану школ. А местные эксперты уверены: безопасность одной лишь охраной школ не создать. Нужны более комплексные меры, чтобы решить проблему.

В регионе предлагают ввести единые стандарты безопасности

Криминал в стенах школ

Напомним, резня, устроенная старшеклассниками школы в Перми, привела к 27 раненым. А от атаки ученика школы в Бурятии, атаковавшего класс с топором и зажигательной смесью, пострадали семь человек.

В Красноярском крае следом за страшными событиями произошло ЧП, к счастью, куда меньшего масштаба. В Сосновоборске мужчина, оттолкнув пожилую вахтёршу, ворвался в одну из школ, беспрепятственно вошёл в класс, оскорблял учеников и избил педагога. Эта драка в школьном помещении произошла на глазах у школьников. По предварительной версии, конфликт имел бытовую почву. Как выяснили прибывшие на место происшествия наряд вневедомственной охраны и сотрудники городского отдела полиции, мужчина, ранее судимый, в этот момент был пьян, а учительница оказалась его женой. Он пришёл на работу к супруге и устроил скандал. Никто из учащихся при этом не пострадал, заявили в полиции.

За нарушение общественного порядка 49-летний сосновоборец по решению суда был арестован. Уголовное дело ещё не завершено. К слову, это не первый конфликт с пострадавшими учителями в сосновоборских школах. Год назад пятиклассник во время конфликта с одноклассником разбил учителю голову стулом. Правда, это произошло случайно, заверяли тогда стражи порядка. Однако на фоне российских трагедий эти происшествия не кажутся такой уж малостью. Действительно, а если ли бы пьяный рецидивист, не дай бог, пронёс в класс не, образно говоря, кулаки, а обрез? Или любой другой злоумышленник, страдающий, у примеру, психическими отклонениями. Кто ему смог бы противостоять?

Деньги решают всё?

После опросов экспертов стало понятным: система безопасности в школах региона сильно разнится от муниципалитета к муниципалитету. Но за последние годы просто так зайти любому желающему в здание, где учатся дети, трудно. Татьяна Казанова, председатель горсовета Красноярска, до этого много лет возглавлявшая школу № 10, считает, что сделано много, но этого, как показывает ЧП, мало:

– Несколько лет подряд в Красноярске работа ведётся, возможно, не идеально. Где-то есть охрана, где-то нет. Так же и с заборами на пришкольных территориях. У нас были установлены и посты охраны, и тревожная кнопка, и кнопка «посторонний в школе», и камеры видеонаблюдения внутри и снаружи, проводились инструктажи для преподавателей. Есть всё, кроме металлоискателей.

Как пояснила Татьяна Казанова, пять лет назад в Красноярске муниципалитет инициировал по предложению депутатов установку тревожных кнопок для связи с полицией и установку особых пропускных режимов в школах города: «Но эти системы очень затратные. Много из того, что сейчас устанавливается в школах в части безопасности, напрямую зависит от финансовой способности родителей детей эти системы оплачивать. Хотя, разумеется, есть поддержка муниципалитетов». Но бывшая директор школы признаёт, что единого регламента в стране нет: «Есть возможность нанять охранника на вахту – значит, он там будет».

Юрий Муравьёв, бывший сотрудник правоохранительных органов, а ныне заместитель председателя Совета Гражданской ассамблеи края, считает так:

– Когда речь идёт о безопасности детей и учителей, не слишком корректно говорить о деньгах. Их жалеть на это не надо. Средства, которые собирают попечительские советы в школах, надо направлять на безопасность. Лично из моего опыта: сейчас там сидят охранники, которые попросту профессионально не готовы в силу физических возможностей дать отпор «условному врагу». Нужны психологически, физически подготовленные люди, металлодетекторы для пресечения возможного проноса оружия, топоров, ножей и так далее. С помощью технических средств надо закрыть доступ в учебное заведение и классы, чтобы не повторилась трагедия, как в Бурятии. У нас ту же охрану в школах считают, как элемент бизнеса – чем дешевле, тем выгоднее. Но это опасное заблуждение.

Есть и другие способы сделать школы недоступными для злоумышленников. Система электронного контроля доступа в учебные заведения давно существует, но она крайне дорогая. А российская ментальность позволяет «нейтрализовать» любой контроль. Вспомнить хотя бы тех, кто легко запускает в свои подъезды злоумышленников после просьб впустить их как гостей к соседям или под предлогом забывчивости ключей. Не повторится ли такая же снисходительность, а точнее, отсутствие навыков соблюдать меры безопасности на уровне школ?

Общество и дети

О предложении неких депутатов Государственной думы РФ рассказали федеральные СМИ. Так, речь идёт о неких «национальных стандартах обеспечения безопасности образовательных учреждений». В результате в стране могут быть созданы специальные охранные предприятия: они, по задумке, займутся «исключительно безопасностью школ».

Татьяна Казанова считает важным, чтобы общество в целом критически посмотрело на себя: как оно относится к учителям, школе? Почему такие преступления начали просачиваться в «святая святых»? Ведь в советские годы таких преступлений не было.

А по поводу комплексных мер безопасности в школах края большое интервью с председателем Общественного совета МВД края, членом Общественной палаты РФ, полковником милиции в отставке Валерием Васильевым читайте в следующем номере «МК».