Протоиерей Виктор: «Чем больше узнаешь жизнь, тем больше открывается её непостижимость»

В гостях у священника и поэта побывал корреспондент «МК» в Красноярске»

В гостях у священника и поэта побывал корреспондент «МК» в Красноярске»

Протоиерей отец Виктор Теплицкий служит в храме Николая Чудотворца. В том самом, где благодаря Святителю Луке (Войно-Ясенецкому) шли литургии даже тогда, когда все другие церкви в городе и крае были закрыты. В гостях у священника и поэта побывал корреспондент «МК» в Красноярске».

– Меня всегда удивляло, как в вас соединяются два разных начала – священник и поэт. В моём представлении, первый знает ответы на все житейские вопросы. Второй – ищет ответы на всё, что волнует людей. Священник – человек, победивший в себе страсти, но если поэт придёт к умиротворению, что станет движущей силой творчества?

– Священник – не тот человек, который знает ответы на все житейские вопросы. Чем больше узнаешь жизнь, тем больше открывается её непостижимость. Христианин часто встречается с болью этого мира. Поэтому священник видит жизнь без прикрас и это даёт богатый материал для размышления и для творчества. Когда человек приходит на исповедь, он перед тобой не красуется. Когда он знает, что умрёт через месяц, он не будет фальшивить. Я не знаю ответов на многие вопросы – сам их ищу. Но я знаю, где искать. Мне Бог открыл путь, и я по этому пути иду. Он тернист, узок и ты не знаешь, что тебя ожидает за следующим поворотом.

В отношении страстей. Святые преподобные говорили, что на каждой ступеньке восхождения возможны падения. Священник – это не тот, кто победил в себе страсти. Он борется с ними, как каждый христианин. Священник не врач. Врач – Бог. Священник – медбрат, который выносит судно из-под больных, делает перевязки. Даёт лекарство страдающему и скальпель хирургу. Он такой же больной, и ему бывает нужна операция и перевязка. Он несёт бремя греха, как каждый человек. Другое дело, что священник призван указывать дорогу, по которой сам идёт.

Если человек по-настоящему уверовал, то стал воином Христовым. А на кого в первую очередь направлены орудия лукавого? На монахов и служителей церкви, чтобы они бросили оружие и стали плохими примерами. Поэтому священник должен быть всё время готовым к борьбе, всматриваться в себя и спрашивать, что сейчас происходит в его душе.

– Отец Виктор, протоиерей Геннадий Фаст обмолвился однажды, что Бог и сам поэт. В защиту этой мысли он сказал примерно следующее: только поэт мог создать такой гармоничный и ритмически организованный мир. Вы с ним согласны?

– Отец Геннадий совершенно прав. Это сказано в Символе веры: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли». Если буквально, Поэта неба и земли. «Творец», по-гречески, – это «пойитис», то есть поэт. Церковь утверждает, что Бог и есть Поэт, Который написал поэму нашего мира.

Любой поэт – творец. Но он не творит из небытия, как Бог. Бог творит мир из ничего. Потому что Он Всемогущий. Он делает это очень красиво, гармонично. Другой вопрос, что мы, люди, грехом своим этот мир уродуем. И Священное Писание – это тоже поэма, которая показывает взаимоотношения Бога и человека, Бога и Его народа, Бога и церкви.

– Красноярский поэт Сергей Аринчин говорил, что стихи – это его послушание. Что для вас поэтическое творчество?

– Послушание слову. Сказано: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Человек, который отмечен этим даром, призван нести слово в мир. Но тут возникает ряд вопросов: являешься ли ты носителем слова, можешь ли взять на себя послушание нести его в мир и готов ли ты к долгому кропотливому труду? Многие сейчас берутся за перо – нетрудно издать книжку, если есть благодетели. Но чтобы написать стихотворение, нужно перелопатить гору словесной руды и иметь утончённый вкус. Тебе кажется: вот что-то новое – а это уже избитая мысль или строчка. Вспомним Пушкина. Казалось бы, такие лёгкие строки – а сколько черновиков…

– В своё время вы получили премию Виктора Астафьева за драму в стихах «Королевское сердце». Какие книги у вас вышли и над чем работаете сейчас?

– У меня выходили поэтические сборники: «Осенняя свирель», «Прикосновение к горизонту», «Дом на холме». В последней книге «Ванечка» были и стихи, и рассказы. Первая попытка. Случались публикации в красноярском журнале «День и ночь» и в московском журнале «Человек на земле».

Стихов стал писать меньше. Они появляются, но сейчас меня увлекла проза. Пишу рассказы, а это совсем другая Вселенная! Поэтому я не дерзал выходить на люди с новой прозой. У меня был период затишья. Сейчас комплектую книгу – повесть, рассказы, путевые заметки. Я считаю, что настоящая литература помогает человеку, понять, кто он такой и ставит вечные вопросы: куда я, зачем я, что меня ожидает?

– Есть вопрос, на который искали ответ многие поколения философов: чего Господь ждёт от человека? Как вы думаете, каким он его хочет видеть?

– Думаю, Господь хочет видеть человека своим сыном. Он наш небесный Отец. Его не устраивают ни рабы, ни наёмники – такие, которые считают: я отработал, мне бы местечко в раю. А нужен ли рай без Бога? Бог говорит: «Сыне, дай Мне твоё сердце». Какая главная заповедь? Возлюби Бога всем сердцем твоим. Вот Он нас к тому и ведёт, чтобы мы научились Его любить. Из этого вытекает следующий вопрос: как Его любить?

Верующие учатся этому через послушание Богу и церкови. Любовь основана на верности и жертвенности. А чем ты пожертвовал ради любви? Ты бьёшься за неё со злом? Пытаешься менять свою жизнь? Ищешь Бога? Даже в своих врагах? Главный труд – сохранять верность Богу в малом. Хотя бы не огрызнись, когда тебе наступили на ногу в автобусе. Погасить агрессию и не раздуть пламя вражды – это уже проявление веры и смирения.

Я считаю, что мы призваны постепенно вырастать в меру сыновства. Духовно расти. И плохо, если мы где-то застряли. Церковь предлагает путь борьбы с грехами, чтобы человек, преодолевая самого себя, учился любить Бога.

Чтобы любовь была не абстрактная, Бог посылает ближнего. Он говорит: хочешь Меня любить – полюби ближнего. А ближний – это тот, кто близко оказался. Не обязательно родственник или единоверец или одной с тобой национальности. А тот, кто тебя в автобусе локтями толкает. Тот, кто вызывает на ковёр. Он и есть твой ближний. Ну и, разумеется, супруга, ребёнок. Бог хочет, чтобы мы любили всех.

Духовный путь – это, в первую очередь, труд. Долгий и нелёгкий. Церковь – собрание не праведников, а грешников. Но грешников кающихся, борющихся с грехами. Так приходит смирение. Не дурная покорность: что воля, что неволя – всё одно. Но, именно когда человек смиряется – с миром принимает ситуацию, ближнего. Если ты просишь: «спаси и помилуй», то к этому надо быть готовым. Каким образом Господь будет спасать и миловать? Он будет посылать людей, с которыми тебе будет нелегко, и будет показывать, чем твоя душа больна.

Конечно существует опасность стать фарисеем: мол, я молюсь, пощусь, хожу в храм – и этого хватит. Но если при этом нет внутренней работы – всё зря. Бог поведёт нас путём спасения, если мы решимся за следовать за Ним. А не так, что сказал «веди» – и сел на диван с пультом в руке.

– А как вы пришли к Богу?

– Началом пути были 1990-е годы. Считаю, те, кто был молодым в те годы – это поколение обманутых. Помню, когда я перешёл в девятый класс, учитель истории сказала нам: всё, чему я вас учила – неправда. Она переживала, плакала и жаловалась: теперь надо учить по-другому. И я был растерян.

На уроке обществознания нам внушали: вы новая общность – советский народ. И вдруг Союз рухнул. Оказывается, всё это фальшь, ложь. Что в такой ситуации делает молодой человек? Он либо закрывается, катится вниз, либо начинает искать истину. Многие мои ровесники уже похоронены – кто спился, кто от наркотиков. Перестройка-перестрелка гремела как надо. Когда корабль тонет, ты хватаешься за обломки. И я тоже хватался. Искал истину. К православию пришёл не сразу. Ходил долгим окольным и оккультным путём – читал Агни-йогу, Рерихов, прочую шелуху, медитировал. Однажды даже занесло на конференцию магов и чародеев.

Меня крутило-вертело, но через слово, через рок-музыку я искал правду. И этот поиск, в конце концов, меня вывел вначале к русской литературе, потом к церкви. Помню, на столе лежали две книги – «Агни-йога» и «Моя жизнь во Христе» святого Иоанна Кронштадтского. Первая, как айсберг – сверкает, но не греет. А в словах Иоанна Кронштадтского свет и тепло. Тут веришь сразу.

Потом были вопросы, встречи, которые открывали для меня мир веры. Я встретил священника, который носил Евангелие в своём сердце. Это отец Вячеслав Бачин – он сейчас служит в Италии. И к Богу я ещё иду, как каждый христианин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 1 ноября 2017

Заголовок в газете: Богу не нужны рабы и наёмники

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру