Восьмая неделя экспедиции «Полстраны под парусом»

Граница двух морей

Граница двух морей

Когда долго ждёшь чего-то, начинаешь верить в приметы и предзнаменования. Таким добрым знаком во вторую неделю стояния в Амдерме участники экспедиции сочли закрутившиеся над посёлком лопасти ветрогенераторов.

Вопрос альтернативных источников энергии для Севера остаётся дискуссионным. Полярники горячо поддерживают экологически чистое электричество, а с другой стороны, дизель привычнее. В советское время предпринималась попытка обеспечить Арктику энергией за счёт ветра. До сих пор на метеостанциях и территориях воинских частей валяются обломки лопастей генераторов и мощных опор ветряков.

Вторым сигналом, означающим скорый уход, стал выход в море буксира – он аккуратно нашёл проход среди мелей и налегке выбрался через прибой на спокойную воду. Несмотря на неудобства пляжа в Амдерме из-за прибоя, поймавшего «Морской слон» в ловушку, есть свои приятные особенности.

Сюда приходят гулять жители посёлка, и участники узнали последние новости. Например, в пяти километрах к югу на берег выбросило мёртвого моржа, и туда выехали местные мужики – добывать бивни.

Вообще, животных много: то касатки подойдут к берегу, то придёт на запах пищи белый медведь. А там, где на стоянку встал «Морской слон», в 2016 году мишка разодрал на части резиновую лодку. Так что экипажу сильно повезло, что год, как говорят, «не медвежий».

Прощай, Амдерма!

С утренним приливом экспедиция, наконец, отбыла. Идти предстояло около 80 км против встречного ветра и течения до острова Вайгач и остановкой близ посёлка Варнёк.

Вскоре показался Югорский Шар – один из двух проливов, соединяющих Карское и Печорское моря. В соседнем (Карских Воротах) судоходство более интенсивное, ведь там проходит трасса Северного морского пути, по которой в Европу вывозится высококачественная арктическая нефть, добываемая в Новопортовском месторождении «Газпром-нефти» на Ямале.

Оба пролива отличаются живописным скальным рельефом и зелёными плато наверху. Ещё в Амдерме нас предупредили, что в Югорском Шаре будет течение, способное заставить крутить на месте винтом даже могучий буксир. Конечно, это оказалось преувеличением, но с потерей скорости пришлось смириться. Потоки воды, нагоняемые ветрами с Баренцева моря, устремляются в узкое «бутылочное горлышко» пролива. Пришлось вжиматься в берег и там, где создавалось течение обратного направления.

Варнёк!

Ранним утром высадились в посёлке, в котором 18 домов, аккуратно расставленных вдоль единственной улицы. Кругом царила рабочая атмосфера: кто-то нёс уголь, кто-то набирал воду, кто-то чинил крыльцо сарая. Это столь разительно отличалось от других населённых пунктов, где мы побывали, что Варнёк произвёл впечатление какого-нибудь европейского городка, где никто ничему не удивляется.

Встреченный староста сказал, что население около 100 человек, а зимой снижается до трёх десятков: кто-то уезжает на «большую» землю, детей отправляют в школу.

Пополнив запасы пресной воды, мы разбрелись на традиционную прогулку по тундре. Вдруг услышали звук, похожий на грустный собачий вой и гусиный гогот, – это лаял песец. Чтобы его сфотать, пришлось ползти. Он заметил, но не напугался, с любопытством наблюдал. Зверёк то и дело прекращал свои вокальные эксперименты, хитро косил взглядом, перескакивал на другой камень и снова принимался выть. Это продолжалось до тех пор, пока до него не донёсся звук щёлкающего затвора, и он скрылся.

На следующий день все решили поработать физически: поносить с места на место камни. Идею подкинул путешественник Игорь Чапалов, которого мы встретились на Енисее. Он по примеру первооткрывателей Арктики во время простоев на берегу строит каменные пирамиды-туры. Их ещё называют гуриями. Внутрь обязательно вкладывается защищённая от влаги записка с информацией о путешествии, участниках и судне. «Стройматериала» тут было в достатке.

Страшная находка

Утром на рейде появился буксир-толкач с двумя баржами. Люди приехали за морошкой: недалеко пришвартовалась лодка, из которой на берег высыпали моряки с вёдрами. Участники экспедиции отправились обратно к месту возведения гурия и увидели, как что-то сверкнуло матовой белизной. Из расщелины выкатилось то, что когда-то было человеческой головой. Откуда он здесь взялся? Для погибшего каторжанина кость выглядела отлично сохранившейся. И что ещё таинственнее, рядом не обнаружилось больше ни одной человеческой кости.

Несмотря на проливной дождь, отправились докладывать о находке в посёлок. Там обустроено кладбище, на которое, возможно, местные жители согласятся принять безымянного мертвеца. Заботу о похоронах доверили пекарю, рассказав, где череп укрыли камнями и воткнули рядом металлическую трубу.

Возможно, когда-нибудь с тайны гибели человека, найденного экспедицией «Полстраны под парусом», будут сорваны покровы. А пока остаётся надеяться лишь на заботу об упокоении его останков в земле.

А волны бушуют и плачут...

В ночь перед стартом уснуть не удалось. Сгустившаяся темнота принесла с собой шорохи, звуки якорной цепи и мерещащиеся за свистом ветра шаги. Закончилось тем, что в первом часу ночи пошли осматривать берег с фонарями: не бродит ли где-нибудь белый медведь. Мишка не обнаружился, а после прогулки на холоде сон как рукой сняло. Решили заняться сборами: сняли палатки, сожгли мусор, погрузили баулы с едой.

С первыми лучами солнца радостно затарахтел судовой мотор. После заправки в Амдерме непривередливый, в общем-то, двигатель начал работать с перебоями: нагорела свеча, связать который можно было только с качеством бензина.

Впрочем, на переходе до Варандея мотор нам и не нужен. Ещё на выходе из бухты мы подняли паруса и понеслись в открытое море. Скорость моментально выросла до 12 км/ч, и нам уже начал грезиться простой переход длительностью две 8-часовые вахты.

Но в эти сладостные думы коррективы внесла волна. Она по-прежнему катилась с запада. Пришлось сначала взять рифы на гроте, а потом и вовсе его убрать. Иначе когда катамаран боком вскарабкивался на гребень вала, любой порыв грозил его опрокидыванием. Неторопливо идти под одним стакселем со скоростью 7 км/ч было ощутимо комфортнее.

Как только позади остались мысы Вайгача, больше ничего не прикрывало судно от стихии, море разгулялось на полную катушку. Катамаран скатывался с волны на волну в брызгах пены. Варианта всего два: принять волну носом или увалиться под ветер и подставить ей корму. Время словно замедляется, когда судно всходит на гребень, а под баллонами кипит пена. Мгновение, и тебя бьёт в борт та самая вторая волна, подставить которой нос ты так и не успел.

Вскоре волны поддались сменившемуся направлению ветра и умерили свой пыл. А из глубин Печорского моря поднялись моржи, выныривая целым семейством. Сначала они показались на удалении в полсотни метров, но потом осмелели, и один из них всплыл к поверхности на расстоянии вытянутого весла. Какой же он огромный! Катамаран около 8 метров длиной и весит полторы тонны, но на фоне габаритов ластоногого кажется лёгкой пушинкой.

Сразу вспомнились истории о том, как любопытные моржи переворачивали лодки, пытаясь на них вскарабкаться. Для наших надувных баллонов такой исход оказался бы фатальным.

Моржи демонстрировали всем своим видом безразличие к двуногим гостям. Один из морских обитателей вальяжно улёгся на спину и дрейфовал мимо. Во всём облике читалось спокойствие и умиротворённость. Что ему, левиафану Арктики, какой-то парусник, когда сверху проплывают такие интересные облака.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру