Скала Манская баба красноярского заповедника «Столбы»

Шампанское на голове Манской Бабы красноярских «Столбов»

Шампанское на голове Манской Бабы красноярских «Столбов»
Скала "Манская баба", фото с сайта www.Coberu.ru

До диких скал заповедника «Столбы» сегодня добирается не так много туристов. Во-первых, это далеко, а во-вторых, не бесплатно. Но те, кто сюда доходит, получают возможность полюбоваться прекрасными огромными скалами, окружёнными тайгой. По туристской тропе можно дойти до района «обитания» Манской Бабы и Дикаря. Они настолько красивы и своеобразны, что неизменно вызывают восхищение у тех, кто уже видел их много раз.

Скалу Манская Баба называют царицей «Столбов». Правда, венчает её большую голову скорее не корона, а чепчик. И держится эта голова на мощном сиенитовом основании, соприкасаясь в трёх точках. Значительная часть её – а это несколько десятков тонн – висит над глубокой пропастью. Только в одном месте фундамент поддерживают две плиты, отклонившиеся от основного корпуса. Прижатые верхним массивом, они в таком неустойчивом положении держатся уже много веков.

Манская Баба царствует над тайгой десятки тысячелетий. Поэтому ничего удивительного, что время отметилось на ней глубокими морщинами. Имя своё эта сиенитовая красотка получила в честь другой красавицы – реки Маны.

К Манской Бабе ведёт несколько путей. Можно выбрать ту дорогу, которая проходит мимо скалы Ферма, и идти, вдыхая чистейший таёжный воздух.

На дороге к царице, прямо-таки как в сказке, путника ожидает чудовище. Оно морское – Акула, но не агрессивное, потому что каменное. Его даже можно погладить. И предстоит преодолеть скальную преграду – стену длиной 350 м, которая встретится на пути далее. Хотя, её можно и обойти.

Зато Манская Баба стоит того, чтобы ради неё преодолевать километры. Она действительно похожа на женщину, а большой округлый камень на вершине – на голову. С определённого ракурса можно даже разглядеть черты лица. Причём, скорее, монголоидного типа.

Голова Манской Бабы более популярна у столбистов, чем другие скалы южной группы. Ветер поработал над её «Головой» и теперь она состоит из рытвин и чаш. Но здесь могут одновременно находиться до двух десятков человек.

Лаз на «Чепчик» начинается через глубокую вертикальную морщину над обрывом. Этот ход доступен только людям, достаточно ловким и сильным, обладающим достаточным опытом скалолазания. По узкой щели над пропастью поднимаются они на «Темя».

Вообще на «Голову» можно подняться двумя ходами. Либо «Моховым», который интереснее и менее трудный, либо через вертикальную щель – «Трубу», расположенную правее.

На плечи Манской Бабы можно попасть через два лаза. «Южный» (он начинается у южного основания утёса) или «Волчий» (начинается у северо-восточной стороны). «Южный» идёт по щели, которая расширяется в нижнем направлении. «Волчий» лаз проходит по вертикальной правой щели. Подъёмы можно преодолеть столбистскими «упором», «ножницами» и короткой «расклинкой».

Скалолазы, поднимающиеся наверх, выходят на площадку, на краю которой лежит качающаяся плита. Начинается этот подъём по длинной и крутой «катушке» к карнизу и уже с него по гребню на вершину. Он узкий, с отвесными стенами в 60 сантиметров. Людям, не искушённым в скальной технике, лучше туда не соваться – сопряжено с большим риском. Кстати, в районе Манской Бабы традиционно проходят соревнования по скалолазанию.

С её вершине хорошо виден Центральный район «Столбов». Просматриваются Митра и массив Второго столба. На северо-востоке – Такмаковский район, а на юго-востоке – Дикие столбы. Слева на горизонте виднеется одна из самых массивных и высоких скал заповедника – Дикий камень, больше известный как Дикарь. Этот гигант стоит на горе, возвышаясь над окружающим ландшафтом. По высоте он, пожалуй, не уступает Второму столбу. Есть ещё одно сходство у Дикаря со Вторым – это своеобразие ходов, которые иногда бывают похожи даже по форме.

Скала Дикарь состоит из сиенитного монолита. На его восточной стороне внимания заслуживает «Большой монолит». Этот ход относится к крайне сложным, но доступным для восхождения. По сложности с ним могут сравниться ходы «Корниловский бастион» на Крепости и «Бычий рог» на Манской стене. Ход «Воронья стенка» на Дикаре относится к классическим. Но столбисты советуют для восхождения использовать «Северный ход».

Нужно сказать ещё о том, что Дикие столбы недаром так называются. Этот район освоен гораздо меньше, чем Центральные столбы, и менее известен туристам, а также любителям-скалолазам. Здесь много скал, заросших мхом и лишайником.

Кстати, лишайник, произрастающий на «Столбах», можно считать индикатором чистоты воздуха. Там, где его много, атмосфера свободна от промышленных выбросов и практически не содержит сернистого газа. Ведь лишайники гораздо более, чем люди, чувствительны к этому веществу. Сернистый газ даже в той концентрации, к которой мы давно привыкли, вызывает их гибель.

Изумительно свежий, особенно после города, воздух «Столбов» привлекает туристов не меньше, чем диковинные скалы. Воду из родников можно пить, и многие считают её самой вкусной и чистой.

Есть интересная версия о происхождении названия скал. Она заставляет вспомнить первых посетителей этих мест. Первопроходцы-охотники, воспитанные на Библии, увидев мощные скалы, восхищённо и удивлённо назвали их «столпы». Со временем это название трансформировалось, стало более звучным, превратилось в знакомое всему миру имя – «Столбы».

Комментарий

Андрей Гришин, альпинист:

– Скала Дикарь напоминает подкову. Она очень красивая и располагается так, будто выглядывает из-под сопки. Примерно как Такмак. Очень похоже, что старый дикий человек спрятался, а потом вылез из-под горы.

У столбистов есть избушка под скалой. Называли её по-разному – «Под Дикарём», «Огнепоклонники», «Рябчики»… Туда ходили фотографы Купцов и Кузнецов. Если же человек захочет эту избушку найти, нужно сначала отыскать трещину. Обо всём остальном умолчу, потому что это романтическое, тайное место.

Если идёшь с Такмака через Центральные столбы, в этот район нужно свернуть налево. Он всегда был завален брёвнами – специально, чтобы никто не ходил. Выходишь на скалу Барьеры – открывается потрясающий вид на урочище Калтат. Потом приходишь под Дикарь. Там ветер обычно дует, вокруг красивейшая природа, запах тайги. И вдруг видишь – перед тобой стоит чудище, вырезанное из дерева. Кто-то давно на кедраче вырезал топором лицо человека. Получилось очень впечатляюще.

Кто хочет подняться на вершину, может воспользоваться правым обходом, но это будет сравнительно сложное и опасное лазание. Если поскользнёшься, то улетишь вниз на 100 метров. А с другой стороны обход довольно простой, – там лезешь по камушкам, потом через трещину и выглядываешь наверх, на полку. Там такая громадная площадка – берёзы растут, и можно даже палатку поставить.

С вершины открывается настолько потрясающий и незабываемый вид, что ради этого стоит забираться на скалу снова и снова. Абатак видно, хребты Манские, реки Енисей и Мана, Дивногорск и Красноярск наш мутный с его дымом. А внизу Калтат бежит.

Раньше туда туристы всегда ходили с ночёвкой, там были стоянки – «Крепостные гномы», например. Так назывался бивак рядом с камнем больших размеров, под которым можно спрятаться от дождя. Это под скалой Крепость. А между скалами Дикарь и Крепость ручей течёт довольно большой. К Дикарю поднимаешься, открывается красивый вид на Крепость. На вершине Дикаря здорово, конечно.

С вершины Манской Бабы красиво смотрится Манская стенка. Что касается лазания на Манскую Бабу, то скала довольно сложная. Не каждый может залезть наверх. Сначала нужно подняться на полку, потом на саму «Голову». Если смотреть со стороны ручья, она видна как лицо человека, а вот с обратной стороны – как расколотый камень.

Мы там однажды Новый год встречали. Спортсмены все были: мастера спорта по скалолазанию, альпинизму. Залезть просто было. Сидели на «Голове», пили ночью шампанское. Настроение было весёлое у всех. С нами был Игорь Овчинников, он шутя крикнул столбисту, который на другой стороне камня пил шампанское: «Кинь нам!». Тот взял и кинул ему, да бутылка мимо пролетела.

На Манской Бабе есть трещина, которую мало кто знает. Снизу-то не видно, что она там есть. Но если внимательнее посмотреть, когда подходишь со стороны горы, то можно заметить небольшое отверстие, диаметром меньше метра.

По ней спускаешься вниз, там грот под скалой. Его с тропы не видно, ещё дерево растёт, закрывает. Но если в него заходишь, то там, где оно расширяется, места столько, что можно даже переночевать. А если через эту трещину полезешь насквозь, проползаешь и выглядываешь на скалу с обратной стороны – с той, где тропа проходит.

Один раз мы пришли с ребятами из избы «Эдельвейс» на Манскую Бабу. Посмотрели снизу вверх на неё, – лазание вроде простое для мастеров спорта. И с ходу назвали этот лаз «Пионерский ход». И полезли вверх без страховок, а оказалось, что там сложно, что это ход для квалифицированных скалолазов. Залезли с большим трудом по скале. Хорошо, что никто не сорвался, не улетел.

Это ход на «Голову» снизу, со стороны ручья. А большинство столбистов ходят с обратной стороны. Если с Манской Бабы спускаться вниз, надо помнить о том, что есть очень узкие трещины, в куртке зимой пролазить довольно сложно. Как-то мы лазили, стали спускаться, и одна девчонка свалилась, не смогла удержаться в этой трещине. Ударилась, пришлось её транспортировать. На скалах всегда нужно быть осторожным.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 21 июня 2017

Заголовок в газете: Царица и Дикарь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру