В июне из столицы Красноярского края по Енисею стартует арктическая экспедиция «Полстраны под парусом». А пока участники команды завершают проверку туристического снаряжения и катамарана, который модернизировали всю зиму. «МК» является информпартнёром экспедиции, поэтому рассказываем о заключительном этапе подготовки четырёхмесячного маршрута.
Невозможно прийти в магазин, достать кошелёк и сказать: «Я еду на несколько месяцев в Арктику – экипируйте меня». Для такого-то путешествия просто необходимо одежду и оборудование делать «под себя», а все люди разные...
Так что нет ничего удивительного в том, что нынешней зимой команда занималась модернизацией плавсредства: сначала корпели над чертежами «новшеств» катамарана, а потом заказывали и получали нужные комплектующие. К середине мая 2017 года дело осталось за малым – превратить восемь кубометров труб, рулонов ПВХ-ткани и бесчисленного количества мелочей в единое целое.
На привычный водный полигон (Ладожское озеро) команда выезжала с замирающим сердцем: если где-то «обсчитались» – на переделки времени нет! Отправлять снаряжение в Красноярск надо будет уже совсем скоро – 1 июня, а через десять дней вылетать следом.
Дело мастера не боится!
Сборка катамарана процесс долгий, а ещё отчасти философский. Как говорили в одном известном советском мультике – «это ж надо тех-х-хнически». Поэтому хотя и собирался он не в первый раз (в пятый!), уложиться в один день всё равно не получилось. С чего всё начинается? Сперва на прибрежном песке стыкуются элементы основного каркаса. Потом последовательно раскрепляется «пирамида» – вязанка труб, которой предстоит стать каютой... В общем, выезжали на предпоходную подготовку вместе с другими членами команды PLAN X. Причём на финальные испытания одна из участниц даже прилетела с Кипра. Лишние руки никогда никому не мешали!
Особенно на установке мачты – девятиметровой «штуки» которая при подъёме должна постоянно сохранять параллельность верхней балке каркаса. Для этого несколько человек берут в руки ванты и удерживают мачту с боков, а ещё двое – тянут за шкот, которым обычно поднимают передний парус.
Непосвящённому всё действо напоминает театральную постановку – делать нужно крайне синхронно, чтобы мачта встала на своё место без перекоса. Когда это происходит, все выдыхают с облегчением: самое трудное – позади.
От «театра» народ переходит к следующему упражнению, напоминающему разминку штангистов. Собранную раму нужно приподнять и подкатить под неё надутые баллоны – так кораблик, наконец-то, приобретает узнаваемый облик. Ну и конечно же... «как вы яхту назовёте»… На бортах, усиленных дополнительным слоем ПВХ-ткани, гордо красуется – «Морской слон».
А далее снова вся команда при деле: монтаж разных необходимых «штучек», шнуровка баллонов... Больше всего внимания и шуток было приковано к импровизированному гальюну, который расположен на передней палубе. Причём, это началось ещё со строймагазина, где продавец пытался доказать, что деревянный стульчак для унитаза атавизм, поскольку «весь цивилизованный мир давно сидит на пластике». Пришлось, изобразив важный вид, заявить: «нам для яхты».
Не избежала улучшений и кормовая палуба – именно там экипажу придётся проводить основное время в длинном путешествии. Поэтому на смену мягкому натяжному покрытию пришла морская фанера с нескользящим верхом. С её появлением пространство стало ощущаться по-новому – гораздо просторнее.
Весло против стихии
Вроде, всё готово! «Помощникам» не терпелось прогуляться по волнам, и катамаран вытолкали на гладь воды. На борту – четверо «гражданских» и два члена экипажа. Перевес в сторону первых тут же даёт о себе знать – гребцы не справляются с прибойной волной и порывистым ветром. Судно начинает нестись вдоль берега к торчащим из воды камням. Ситуация некритичная, но требующая оперативного решения. Паруса!
Сбрасываем в воду лопасть руля, ставим стаксель. Катамаран, только что бывший во власти стихии, подобно кошке перед прыжком подтягивается: за кормой начинает бурлить вода, глубина увеличивается – помогает ветер. А после сброса шверта (подъёмного киля), судно сразу начинает идти круче к встречным порывам. В помощь парусам запускаем подвесной мотор – он новенький, надо обкатать.
Такелаж всю зиму модернизировали, так что первые полчаса члены экипажа поочередно бегают к мачте, подтягивая шкоты и перестёгивая снасти. Соответственно, гоняли и гостей с места на место. В очередной раз переходя с борта на борт один из них подметил: «Да уж, у вас не принято лежать и плевать в потолок». Потом, подумав, добавил: «Впрочем, потолка все равно нет – одни стены!». Действительно, чего нет, того нет... Каюта на «Морском слоне» треугольная.
Возвращение не обошлось без приключений. Чтобы не нарваться на «отходные» камни, на обратном пути решили продрейфовать к соседнему пляжу. Прошли как в иголочное ушко между валунами и снастями рыбачившего с берега мужчины. Было очень стыдно, ведь наверняка распугали человеку рыбу. Но нет, буквально через полминуты, рыбак выудил ельца размером с пару ладоней. Надо же!
Якорное утро
Следующий день начался буквально на «зорьке» – с подъёма по тревоге. В порядке эксперимента на ночь катамаран оставляли на плаву с дежурным на борту, который всех и перебудил. Дело в том, что ветер сменил направление и якорь, удерживавший судно, выскользнул из-за державшего его камня. И хотя он зацепился за валун, катамаран всё равно повернуло боком к волне. Хорошо, что плавсредство вообще не унесло от берега.
Поэтому в качестве утренней зарядки каждому было предложено на выбор: перетягивание каната со стихией или скоростное одевание гидрокостюма с забегом на короткие дистанции с якорем в руках. Обошлось! Вскоре маленький «лайнер» стоял у берега, как и требовалось.
В течение дня доработали программу ходовых испытаний и, удовлетворившись результатом, завершили всё эффектной выброской «Морского слона» на берег. Команда берёт с собой в экспедицию специальные надувные катки, которые в сложенном виде занимают мало места. Наполненные воздухом они позволяют выкатить загруженное судно на берег как на колёсах. В качестве эксперимента, тянули «галеру» не руками, а небольшой лебедкой. В путешествии она тоже пригодится, если потребуется доставать катамаран из воды, например, на крутой или скалистый берег.
Собрали – испытали – разобрали! В таком виде, в котором большинство элементов покидало берег озера, они и отправятся в Красноярск. И через пару недель на Енисее команду ожидает очередной балет с подъёмом мачты. А ещё шнуровка всего и вся, упаковка провианта… Дальше – поход по могучему батюшке Енисею, путешествие по арктическому побережью – настоящее приключение!