На конгресс собрались представители «книжного дела» со всей страны. Региону было чем похвастаться: за последние годы новую жизнь получили около десятка культурно-просветительских учреждений. Причём библиотеки после реконструкции наполнились новой семантикой: вместо пыльных полок и душных читалок возникли современные хранилища. А вместе с ними – локации для досуга и творчества, причём для людей разных возрастов: от малышей до пенсионеров. Креатива событию добавили и краевые чиновники.
Дети читают про себя
Интересное наблюдение: как ни пытаются представить родители картину досуга своих отпрысков, что, мол, книги им не интересны и читают они крайне мало, на самом деле профессионалы отрасли видят картину мира детского чтения иной.
В кулуарах конгресса с тремя представителями библиотеки из разных областей страны возникла по этому поводу целая дискуссия. Женщины горячились не на шутку. Ведь вопрос для затравки разговора прозвучал для них провокационно: не умирают ли библиотеки, а с ними и профессия? Не придут ли на смену доброй и глубоко образованной тётушке, какой представляется уютный образ библиотекаря, бездушные, чёткие автоматы по выдаче бумажной продукции? Профессионалы сочли, что, быть может, где-то «на диком Западе» такая технологическая подмена и возможна, но только не в духовно богатой России.
– Понимаете, – убеждали дамы, – мы не только выдаём книги, мы проводим просветительскую работу, настраиваемся на каждого читателя, что ему нужно. Машине такое творчество не под силу.
Другое дело, что советская классика, на которой воспитывалось большинство взрослого населения страны, уходит из фокуса внимания современных деток, которых принято именовать поколением Z. Им свойствена не только повальная любовь к цифровым гаджетам, но и иной взгляд на мир, в котором нет места революционному сознанию, большой политике, партизанам и Томам Сойерам. Тот старый добрый мир изменился до неузнаваемости. А вместе с ними подретушировались вкусы юных чтецов.
– Не смотрите на то, что они не всегда с бумажными книгами, – говорили библиотекари. – Читают в планшетах и на телефонах. Главное, что они читают и понимают ценность процесса.
По их словам, в литературе существует проблема положительного героя – не всем же ориентироваться на какого-нибудь мифического Гарри Поттера. Поэтому дети ищут истории про себя: взаимоотношения с ровесниками, родителями, взрослыми.
Ответы дают авторы, число их растёт. Есть просто шедевры, уверяют профессионалы. А конкретные персонажи не так и важны – главное, чтобы они отражали в текстах переживания духа эпохи дегитализации. Но психологические проблемы подрастающего поколения при этом никуда не делись.
Конгресс, как водится, стал площадкой, где обсудили многое – от внутренних документов Российской библиотечной ассоциации и целей её работы до волонтёрских прорывных практик, которые предстоит перенять у столичных мастеров.
Гости сильно хвалили край: мол, здесь реализуется «грамотная культурная библиотечная политика». И поклялись «защищать и сохранять библиотечные ценности». Но не обошлось без творчества – например, Виктор Томенко, председатель правительства края и попутно председатель оргкомитета конгресса, прочитал нетленную и редко исполняемую классику из Пушкина:
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созиданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! Вот права.