Счётная палата Красноярского края подсчитала количество лесных пожаров

Поля и леса в Красноярском крае начинают гореть уже ранней весной

Поля и леса в Красноярском крае начинают гореть уже ранней весной

Экологи много лет добиваются, чтобы лесные пожары в стране учитывались достоверно, так как без реальных данных о распространении огня невозможно создать полноценную систему охраны лесов. С введением нового закона в этой области ситуация может кардинально измениться. А пока статистические данные говорят о настоящем катаклизме: каждое лето леса в России полыхают во всех регионах, но особенно достаётся Сибири и Дальнему Востоку.

В начале весны ситуация с пожарами в крае чуть не вышла из-под контроля. Вспыхнули населённые пункты в некоторых районах: сгорели дома и постройки, люди остались без дачных домиков, но жертв удалось избежать.

И снова чиновники заговорили о том, что надо усилить контроль, выделить больше средств, лучше готовиться к пожароопасному сезону. Всё правильно, вот только результат ежегодно один и тот же: миллионы гектаров тайги оказываются охваченными огнём, едкий дым распространяется на огромных территориях.

А между тем статистика свидетельствует о том, что пожары полыхают, но не так, чтобы уж очень. Чтобы из статданных не выпадали «неучтённые» пожары, в конце 2015 года в стране изменили Правила тушения лесных пожаров. Ответственность за так называемую «зону контроля» была возложена на органы власти субъектов РФ.

А только в крае к этой зоне отнесено около 80% земель лесного фонда – 122 млн гектаров. А ведь ранее учёт пожаров осуществлялся только в охраняемой зоне, которая составляет 37 млн гектаров. То есть было 20% лесного фонда края.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 2016 году площадь лесов, пострадавших от пожаров, вместе с ущербом значительно возросла. В регионе было зафиксировано 1906 пожаров на площади свыше 2 млн гектаров, из которых 1,9 млн приходилось на эту самую «зону контроля». И если ущерб, нанесённый лесам в охраняемой зоне, составил 1,5 млрд рублей, то с учётом зоны контроля его размер увеличился. Это и было отмечено Счётной палатой Красноярского края.

В отчёте указано, что в государственном лесном реестре не в полном объёме была отражена информация о составе земель лесного фонда: на кадастровый учёт поставлено лишь 16% площади земель. Требует актуализации и Лесной план края. Когда он составлялся, в нём не учитывали объёмы мероприятий по противопожарному обустройству лесов и противопожарной профилактике с учётом «зоны контроля».

Счётная палата выяснила, что в «самом успешном по борьбе с лесными пожарами» регионе площадь лесных пожаров в 2016 году превысила 2 миллиона гектаров.

Во времена СССР система охраны лесов от пожаров в стране считалась одной из лучших в мире. На неё равнялись и её копировали многие страны мира. Но в 1990-е годы отрасль была фактически уничтожена. И приходится её возрождать.

Есть утверждение, что подавляющее большинство лесных пожаров – пал травы, сжигание мусора, неосторожное обращение с огнём. Вот только местные жители, где горит тайга, нередко отмечают такую закономерность. Пожар порой вспыхивает на участках, отведённых под лесозаготовки.

Не исключено, что со временем правоохранители будут пристально изучать возникновение пожаров в этих зонах. Ведь заготовки древесины после пожара оцениваются по другим расценкам, нежели в тех районах, где лес живой. Да и пал можно пустить верхом, сами знаете – тайга, а верховых болот по сопкам весьма хватает. Выгоду в любом случае можно найти.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру