В начале июня из Красноярска в Заполярье отправляется экспедиция

Совсем скоро из Сибири под руководством Сергея Северина стартует экспедиция «Полстраны под парусом».

Совсем скоро из Сибири под руководством Сергея Северина стартует экспедиция «Полстраны под парусом».

Совсем скоро из Сибири под руководством Сергея Северина стартует экспедиция «Полстраны под парусом». Команде предстоит пройти сначала по Енисею, а затем вдоль побережья Северного Ледовитого океана на запад, до Архангельска​. Четырёхместный парусный катамаран уже прошёл испытания, участники проверили спецодежду для продолжительного похода.

О том, как в холодных водах Ладожского озера прошли испытания экспедиционных костюмов, «МК» рассказали члены экипажа PLAN X Adventure Team.

Экспедиция будет весьма интересной, так как команде предстоит сменить три климатических пояса и пройти знаменитые Карские ворота – пролив с традиционно сырой и ветреной погодой. Поэтому требования к одежде, в которой придётся провести четыре месяца, – самые высокие. Она не только должна защищать от холода, ветра и влаги, но и обеспечивать функции спасательного жилета в тех местах, где есть вероятность оказаться за бортом.

В арктической экспедиции небрежность в подборе элементов снаряжения может оказаться критичной, поэтому перед выбором одежды экипаж провёл серию консультаций с полярниками, спасателями и яхтсменами арктического региона. В итоге каждый участник будет экипирован двумя костюмами.

Последние приготовления

Традиционная яхтенная одежда всегда предназначалась для хождения по тёплым морям. А для арктических вод её практически нет. Решение подсказали любители зимней ловли: они долго сидят на льду, а экипажу придётся часами стоять «на руле». И обратили внимание на экипировку для подлёдной ловли, так называемые костюмы-поплавки: тонкий вспененный материал удерживает рыбака на поверхности при падении в воду.

Одежда появилась в России относительно недавно, но уже стала популярной. Поэтому команда выбрала комбинезоны Sea Fox, в которых работают спасатели МЧС. Он состоит из раздельного комплекта – куртки и полукомбинезона. Это лучше, так как каюта на борту катамарана небольшая, и при входе будет легче снять куртку раздельного комплекта внутри кубрика.

Поплавки для экстрима

Костюмы-поплавки хороши при случайном и непродолжительном падении в воду. Но что делать при выходе на берег в неблагоприятных условиях, когда придётся спрыгивать со швартовым концом в прибой и вытаскивать за собой судно? На этот случай нужна полностью герметичная одежда, которая одновременно должна быть тёплой, износостойкой и быстро надеваемой. А ещё компактной: место на борту строго лимитировано.

Решение задачи предложили две петербургские компании – «Спецоборона» и Aquatics, предоставившие для тестирования четыре различных типа гидрокостюма. В каждом из них можно по несколько часов находиться в ледяной воде. Первый из них, самый тонкий и компактный, – «Самоспас» представляет собой непромокаемую упаковку, в которую можно влезть, не снимая одежды и обуви. На суше он не сковывает движения, но в воде раздувается и превращает владельца в карикатурный шарик.

Поначалу это непривычно: костюм разворачивает человека на спину и удерживает в этом положении. Во время испытаний экипаж учился поворачиваться «в горизонталь», чтобы выбраться на берег. Понадобилось полчаса тренировок, и всё получилось: плавучесть можно корректировать, выпуская из оболочки часть воздуха.

Ещё два комбинезона, которые команда берёт с собой в поход, – неопреновые со встроенными сапогами. В них уже не залезть с одеждой и обувью, но этого и не требуется. Шестимиллиметровый материал, как показала практика, греет в воде и на ветру. В этой одежде преимущества индивидуального подхода раскрылись наилучшим образом.

К слову, каждый из костюмов членов экспедиции сшит под конкретного человека. Они облегают тело и позволяют не только работать вёслами в воде, но даже бегать по берегу.

Спецкостюм достался капитану Андрею Сергееву. Он объединяет качества первых трёх костюмов: его можно надеть поверх других вещей, но он очень компактный, лёгкий для движения. А ещё он «дышит»: секрет состоит в использованном при его изготовлении материале – плотной кордуре.

В ледяной воде

На водном полигоне, на Ладожском озере, в день тестирования ударил мороз и повалил снег, поэтому условия получились максимально приближенными к реальности.

Команда договорилась не вылезать из воды, пока не почувствует холод. Единственным местом, где можно было отдохнуть от ударов прибоя, была сверхлёгкая лодка-пакрафт. Её экипаж тоже берёт с собой в экспедицию для краткосрочных высадок на побережье, заходов в устья рек и фотосъёмки катамарана со стороны.

Вода была настолько холодной, что буквально обжигала. Но в гидрокостюме – совсем другое дело. Прошло 15 минут, а признаков замерзания не наблюдалось. Покачиваясь в гидрокостюме на угрожающе высоких волнах, участники заметили удивлённые лица на берегу. Оказалось, что для «водных процедур» выбрали популярный у петербуржцев пляж. Несмотря на некурортную погоду, народ приезжал туда полюбоваться природой на культурный отдых.

Наверное, двумя часами в воде дело бы не ограничилось, но... исчез с берега фотограф – замёрз и ушёл в машину греться. Между тем, экипаж, находясь в воде, не почувствовал даже признаков холода. Значит, не замёрзнёт и в Арктике.

Итак, очередной этап подготовки экспедиции закрыт. А до старта осталось чуть больше месяца.

КОММЕНТАРИИ:

Андрей Сергеев, капитан экспедиционного катамарана:

– Сейчас, вспоминая наши походы по Заполярью прошлых лет, я понимаю, что вода на испытаниях была оптимальной температуры. То есть гораздо теплее, чем летом в Северном Ледовитом океане. Тем удивительнее были ощущения при входе в воду. Тебя окатывает волной, а при этом комфортно и тепло. На секунду даже возникло желание зайти глубже и погрузиться целиком.

В профессиональных костюмах сразу чувствуешь себя в безопасности от холода и сырости. Мы наравне отплывали на полсотни метров от берега и, я уверен, чувствовали себя комфортнее, чем наблюдавшие за нами с берега горожане. Минусовую температуру мы оценили, когда вышли из воды, и намокшие поверхности немедленно покрылись ледяной коркой. Я снял перчатку – рука обледенела и замёрзла. Надел её мокрую – рука отогрелась.

Мы на практике подтвердили, что в гидрокостюмах спокойно можно высаживаться на берег через прибой, вытаскивать за собой катамаран, проводить технические работы на глубине по шею. А на открытой воде дрейфовать, не замерзая: на испытаниях провели в воде около двух часов. В экстренной ситуации при такой же температуре в костюме можно, как заявляют производители, пробыть до шести часов. Он не стесняет движений, поэтому выходили на берег мы эффектно – были похожи на заправских спасателей.

Артём Голубев, участник экспедиции:

– Что касается компактной лодки-пакрафта, то представить себе не мог, что средство передвижения по воде в сложенном состоянии может занимать сантиметров 50 в длину и сантиметров 20 в диаметре. Насколько удобно с ней идти, я оценил сразу, пристегнув лодку к рюкзаку по пути домой.

А что касается испытаний на воде: погода была что надо. Ладога была неспокойной: попеременно на берег приходили обрушивающиеся барашками гребни волн. На наполнение лодки воздухом ушло каких-то семь минут. На расстоянии метров 50 от берега, куда я сразу же отплыл, волны достигали уже метровой высоты. Пробовал перевернуть пакрафт – получилось, только когда вывесил за борт ноги. Для себя понял, что эта лодка может быть отличным выбором, если планируется совмещённый пеше-водный поход. Когда придётся попеременно подниматься на сопки, пересекать озёра и разлившиеся реки. На борт он способен принять двух человек без вещей. Получается, что при наличии времени одним пакрафтом можно перевезти туристическую группу через небольшую водную преграду, не заморачиваясь с навеской верёвочной переправы. В нашем арктическом походе мы будем его использовать для кратковременных высадок на берег.

Владислав Гирба, участник экспедиции:

– Если описывать костюм в двух словах: он позволяет не думать об остальной одежде. На Ладоге я влез в него в обычном городском комплекте – джинсах, футболке и свитере.

А после испытаний гидрокостюма, когда вышел на берег, я почувствовал только две вещи – ветер и холод. Ладога демонстрировала крайне неприветливую для человеческих созданий погоду. Случаев, когда в таких условиях мне приходилось бы лезть в воду по своей воле, не припомнил. Тем более интригующими казались испытания гидрокостюмов.

Самое интересное, когда меня накрыла с головой волна. Я, поворачиваясь в объектив фотокамеры, упустил из вида очередной крупный вал и заметил его в последний момент – когда пенный гребень волны уже шумел где-то на уровне глаз. Когда я оказался на спине, костюм словно обхватил меня и подтолкнул к поверхности. Попытки грести руками оказались успешными, вскоре я уже маневрировал среди перекатывающихся водяных холмов.

А при выходе из воды ощущение ветра на открытой коже вернулось. В водной стихии было явно комфортнее. Налетающие порывы несли с собой морозный воздух, и через две минуты на костюмах образовалась ровная корочка льда.

Кстати, на двух из наших гидрокостюмов, в том числе на моем, есть карманы. В путешествии я буду держать в них перчатки и минимальный набор выживания – нож, источник огня, водонепроницаемое средство связи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 3 мая 2017

Заголовок в газете: Хождение за три моря

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру