Путешественники на катамаране пройдут путь от Красноярска до Архангельска

В июне в Красноярск прибудут петербургские путешественники PLAN X Adventure Team.

В июне в Красноярск прибудут петербургские путешественники PLAN X Adventure Team.
Руководитель проекта Сергей Северин

Команда планирует отправиться на парусном катамаране вниз по Енисею, через четыре арктических моря в Архангельск. Руководитель проекта Сергей Северин рассказал «МК», почему они хотят пройти «полстраны под парусом».

– Как возникла идея отправиться в столь продолжительную экспедицию?

– Наверное, если ты живёшь в Петербурге, то просто обязан побывать за Полярным кругом. Сутки пути на поезде, и ты в Мурманске. Оттуда меньше 100 км до побережья Баренцева моря. Можно съездить в Хибины, горный массив Кольского полуострова и отлично провести время в походе. Полуостров изъездили вдоль и поперёк, а желание видеть северные красоты не ушло. Решили выйти за рамки нашего «карманного» Севера и двигаться дальше, на восток.

Затем встал вопрос, на чём: на подготовленных внедорожниках, квадроциклах? Но такие путешествия мне всегда казались рекордом ради рекорда. Это как затащить внедорожник на Эльбрус: в 1997 году туда подняли Land Rover, используя лебёдки и прочие вспомогательные приспособления. Но зачем усложнять и без того сложный маршрут, если есть возможность воспользоваться проверенным веками путём – морским?

– А какой маршрут доступен исходя из реальных возможностей?

– Сначала хотелось замахнуться на самый сложный и пройти протяжённый путь от Архангельска до Анадыря. Мы потратили около трёх месяцев на детальную проработку маршрута и в итоге были вынуждены отказаться от него. Прежде всего, из-за не зависящих от нас условий. Я подробно изучал архивы ледовых карт Арктического и Антарктического научно-исследовательского института с 1997 года. Обойти полуостров Таймыр вдоль береговой линии в 2015-2016 годах можно было в начале сентября, а вот в 2013 году только в октябре.

Оказаться поздней осенью в морях Северного Ледовитого океана – сомнительное мероприятие для нашего судна. Поэтому решили разделить маршрут на две части – речную и морскую. Стартуем в июне из Красноярска, за месяц преодолеваем 2 тысячи километров по Енисею и выходим в океан. Далее вдоль побережья через Карское, Печорское, Баренцево и Белое моря идём на запад, в Архангельск. Финишировать планируем в конце сентября, однако учитываем то, что можем задержаться примерно на месяц: пересидим на берегу неблагоприятную погоду.

Парусный катамаран

– Получается 6 тысяч километров полной автономности, или вы планируете пополнять запасы?

– Перед выходом в море у нас будет остановка в Дудинке, где пополним запасы продовольствия и топлива для вспомогательного мотора. В дальнейшем – полная автономность. То есть к возможности что-то приобрести в посёлках на побережье будем относиться как к приятному бонусу.

– Сергей, ваши путешествия масштабны. Если проходить Байкал, то по самому протяжённому маршруту, если под парусом – сразу полстраны. Почему так?

– Интересно ставить большие цели и упорно к ним идти. От выполнения длительных задач, среди которых подготовка к масштабному путешествию, совершенно другие ощущения, чем от сиюминутной погони за впечатлениями.

– А сколько времени занимает подготовка?

– Мы начали готовиться ещё в октябре 2015 года. Всё упирается в бюджет и время. Поэтому подготовиться за три месяца не получается, а полтора года – реальный срок.

Основная трудность: опыт тех, кто ходил в подобные походы, никак не систематизирован. Поэтому многое приходится делать путём проб и ошибок.

Наша команда тратит много времени на информационное сопровождение экспедиции начиная с этапа подготовки. Мы рассказываем о нашем опыте максимально подробно. Тем, кто только готовится к подобным путешествиям, будет проще. Это одна из наших целей.

– А какие ещё цели преследуете?

– Полностью пройти запланированный маршрут, испытать свои возможности и насладиться северными красотами. Каждое успешно завершённое путешествие даёт почву для реализации ещё более сложных экспедиций.

Ещё одна цель – популяризация путешествий по России, внутреннего туризма. Чем больше я езжу по стране, тем больше убеждаюсь, что наша природа совершенно уникальна в своём разнообразии. Именно восхищение красотами должно становиться основой для патриотического чувства, а отнюдь не какие-то политические истории.

Испытание спасательного гидрокостюма

– Как формировалась ваша команда?

– На удивление, легко. После одного из водных походов я предложил арктический парусный маршрут, и сразу согласились три человека. Все, кстати, с интересным бэкграундом в плане профессиональной деятельности: видеооператор, промышленный альпинист, специалист по слаботочным системам.

– А по каким критериям вы выбирали катамаран?

– За основу взяли экспедиционный катамаран ТМС-14. На подобных судах уже путешествовали по Белому морю, Байкалу и даже огибали мыс Горн в Чили, считающийся «полюсом яхтсменов».

Это очень крепкое судно, спроектированное с большим запасом прочности и заделом под ремонтопригодность. Рама стальная, баллоны из ПВХ надувные. В сложенном виде он весит около полутонны и занимает 3 кубометра. Это позволяет отправить его в любую точку России, на месте собрать и отправиться в плавание. В собранном виде он имеет длину 8 метров и ширину 3,5 метра. Каркас катамарана образует стационарную каюту, в которой удобно размещать вещи и ночевать.

– Вы его доработали?

– Конечно. Летом 2016 года обкатали на Ладожском озере, проверив его в неблагоприятных погодных условиях, оценили комфорт на борту. Запланировали модернизационные работы по надувной части, усилили баллоны. Ведь в Карском море есть вероятность встретиться с дрейфующими льдинами, швартоваться в разных условиях.

Пол в каюте застилаем надувным покрытием Airdeck, которое по жёсткости напоминает фанеру. К нему уже закрепим палатку и рундуки в тамбуре. Специально для нашего катамарана клеятся герметичные сумки – в количестве 15 штук с уникальным креплением и конструктивными элементами. С этими работами нам помогли коллеги из петербургской компании «Тайм Триал», большие энтузиасты водного туризма.

Что касается парусного вооружения, то наиболее критичные элементы стоячего такелажа дублируются, набор парусов дополняется штормовым комплектом меньшей площади.

Сборка рамы для установки фанерной палубы

– Как обеспечены бытовые условия на борту?

– Преимущество нашего судна при его разборности – габариты. В каюте предусмотрены спальные места для четверых участников. То есть при швартовках в безопасных бухтах мы сможем ночевать на катамаране. В каюте устанавливается камбузный рундук, есть три горелки – две для кастрюль и одна для сковороды.

Самый главный вопрос, который решали: как сделать, чтобы вода при кипячении в качку не проливалась? В итоге остановились на автоклавах, входящих в комплект альпинистского снаряжения. В быту их называют скороварками и готовят в них, например, каши на пару.

Далее – отопление. Реализуется на базе инфракрасного газового обогревателя с принудительным забором свежего воздуха снаружи каюты и выхлопом отработанных газов.

На носу организован гальюн, защищённый от капризов стихии специальной выгородкой, «санитарной шторкой». Получается, наш быт как в небольшой квартире-студии.

– Вам предстоит двигаться по малонаселённым районам Крайнего Севера. Будет ли в этот момент связь с «большой землёй»?

– Мы планируем поддерживать ежедневную связь через спутниковый модем системы Iridium. Сможем получать прогнозы погоды, данные о ледовой обстановке, письма от родных и пересылать дневники путешествия, фотографии. В качестве дублирующей спутниковой аппаратуры будет задействован трекер, который позволяет обмениваться короткими смс-сообщениями. Затраты на спутниковую связь существенны, но это элемент безопасности, на котором не экономят.

В отдельных населённых пунктах по маршруту будет доступна и обычная сотовая связь. Для связи с погранпостами по маршруту будет использоваться рация с морскими каналами.

Побережье Северного Ледовитого океана

– Если не секрет, сколько стоит отправиться в подобное плавание?

– Общая сумма порядка миллиона рублей – по 250 тысяч с каждого участника. Сюда входят затраты на приобретение судна, его дооснащение, провизия, топливо и дорожные расходы – билеты до точки старта.

Для снижения финансовой нагрузки эта сумма была равномерно распределена на все полтора года подготовки и вносилась по частям. При отказе от некоторых излишеств, для четырех работающих человек стоимость путешествия получилась вполне подъёмной.

– Что оказалось самым сложным в подготовке?

– Наверное, «кабинетная» работа. Когда у вас возникает идея отправиться в дальнее плавание, вы будете романтизировать эту идею, предвкушая многодневные переходы под парусом. Но чтобы всё это свершилось, придётся долго сидеть с картами, бумагами, расписывая всё до мелочей. Например, транспортная компания, которая доставит катамаран в Красноярск, не перевозит газ для туристических примусов и масло для лодочного мотора. Это купим на месте.

Мы подготовили векторные и растровые карты для навигатора. 6 тысяч километров пути превратились в 75 листов формата А3. Отдельная таблица хранит в себе данные о каждом населённом пункте по маршруту. Мы должны знать, есть ли там электричество, сотовая связь, магазин, возможность пополнить запасы топлива. Я уже не говорю о таких вещах, как раскладка по продовольствию или список медикаментов. Этот этап подготовки знаком, наверное, каждому туристу.

– На каком этапе ваша подготовка?

– Сейчас очень интересный этап – приходят из магазинов заказанные детали и оборудование, которое сразу же монтируется. Прибыл от дилера вспомогательный подвесной мотор. Он будет использоваться в тех случаях, когда движение под парусами будет затруднено или небезопасно.

Многое приходится делать своими руками в целях удешевления и при отсутствии подходящих вариантов в продаже. Например, оба якоря сварили самостоятельно: заводские нужного веса оказались слишком дорогими. В общем, сейчас то время, когда катамаран на глазах обрастает разными экспедиционными вещами.

– Сергей, что ещё предстоит сделать?

– Завершение процедур по оформлению похода, согласование с Погранслужбой ФСБ России. Всё снаряжение должно быть готово к 15 мая: на эту дату запланирована отправка катамарана в Красноярск. Сами мы прилетим в сибирский город в первых числах июня, и через три дня – вперёд! К реализации мечты!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 15 марта 2017

Заголовок в газете: Необычное путешествие

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру