Красноярский физик рассмотрел крещенскую воду

Святая вода с точки зрения физики.

Святая вода с точки зрения физики.

На прошлой неделе православные отметили праздник Господень – Крещение. Помню, как бабушка в эти дни приносила из церкви святую воду – в банке с блестящей крышкой. Затем связкой перьев она брызгала ею везде в доме, шептала что-то, а вслух говорила: «От нечистой силы». Злокозненная нечисть обитала, конечно, в кладовке и по тёмным углам сеней. С тех пор минуло полвека, и воспоминания предстают в ореоле сказочности. Что я ещё могу сказать об этом сейчас, имея диплом физика и учёную степень?

Примечателен заочный спор по поводу святой воды философа Хомякова с философом-богословом Павлом Флоренским, который после окончания физико-математического факультета Московского университета поступил в Московскую духовную академию. Славянофил-гуманитарий считал святость Крещенской воды символическим понятием, а физик-священник утверждал, что «вода и энергия Божия тесно срастаются между собою, взаимно пронизываемые». Флоренский утверждал, что «богоявленская вода, особенно по освящении, имеет своеобразный вкус и какую-то особую, несравненную свежесть». Кстати, 21 января у философа-богослова был юбилей – 135 лет со дня рождения.

Сегодня его внук, доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского университета нефти и газа Павел Флоренский – член комиссии по чудесам при Московской патриархии Русской Православной церкви. Члены комиссии с помощью научных приборов зафиксировали всплески электромагнитного поля при схождении Благодатного огня в Иерусалиме. Я неоднократно общался с Павлом Васильевичем, уважаю его мнение. Он склонен доверять словам деда, изложенным в книге «Философия культа».

Всё же странным выглядит утверждение, что с 18 на 19 января вода на всей планете неуловимым образом изменяется. Приборов у нас с вами под рукой нет, давайте попробуем рассуждать логически.

Рассказывают, что хирурга-священника Луку Войно-Ясенецкого (памятник ему поставлен на проспекте Мира краевого центра) студенты однажды на лекции спросили: «Как верить в Бога, если мы его не видим?». На что последовал ответ: «Я сотни раз делал операции на мозге, но никакого разума там не замечал».

Ясно одно: в мире вокруг нас есть много такого, что не сводится к физическим свойствам вещей. Например, мы смотрим на прекрасную картину, однако химический анализ красок и спектр отражённого света не проясняют красоту рисунка. Иными словами, информационные аспекты реально существуют, но не улавливаются физически.

Может быть, всё, что мы причисляем к религиозным чудесам, также относится к особому миру информационной реальности и её проявлениям? Люди давно осознают эту двойственность. Знаменитый француз Рене Декарт, несмотря на все свои физико-математические открытия, был убеждён, что помимо материального мира есть и некая внепространственная ментальная субстанция. А наш современник американский физик Джон Уилер хотел свести к информации и саму материю, провозглашая: «Все состоит из битов». Парадигма информационно-цифровой физики сейчас весьма популярна, хотя и не общепризнана.

Читатель может возразить: получается противоречие – если информационные явления к физическим свойствам не сводимы, то каким образом ментальные чудеса воплощаются в конкретной жидкой воде? Пусть в ней неким «святым духом» и появится какой-то информационный рисунок, но физические её свойства от этого не поменяются. Так для чего она тогда нужна? Чтобы любоваться на невидимую красоту?

Я не буду спорить. Но, согласитесь, на какие-то информационные сущности особая вода повлиять вполне способна. Так что лучше не ленитесь – сходите в церковь, принесите святой воды в баночке и побрызгайте ею по разным тёмным углам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру