Политинтриги красноярского бомонда

Скандалы прошлого, 2016-го могут аукнуться в будущем.

Скандалы прошлого, 2016-го могут аукнуться в будущем.

В череде флешбэков по итогам прошлого года главными, хотя и вряд ли ностальгическими, станут политические «интриги и подкопы». Год был выборным: поменялся состав местного краевого парламента, причём не на четверть, как предрекали сами депутаты прошлого созыва, а почти наполовину. Частично изменилась палитра нардепов от региона в Госдуме страны. Но и более локальных скандалов оказалось более чем достаточно. Некоторые в силу своей перманентности и пространственно-временной протяжённости явно продолжатся и в нынешнем году.

Страсти по мандатам

В политической линейке негативных событий лидирует амбивалентная предвыборная кампания-2016. Уже весной проросли первые зерна противоречий как в самих партиях, так и в органах, принимающих решения о регистрации партий и кандидатов для участия в выборах.

Первыми под нож имеющей разные корни «люстрации» попали два видных политдеятеля – Анатолий Быков, экс-нардеп ЗС края, и Дмитрий Носов, экс-депутат Госдумы от ЛДПР. Первый оказался не допущен к выборам в принципе из-за изменений федерального законодательства, которые сам Быков назвал чуть ли не «заточенными» под свою несгибаемую персону. Авторитетный политик, прозаседавший в парламенте края несколько сроков подряд, оказался выбит из политического ландшафта и не смог оспорить в суде нормы закона. Согласно им, кандидаты, имеющие судимость за особо тяжкие преступления, имеют право баллотироваться после погашения судимости через 15 лет. Анатолий Петрович, как известно, был осуждён по статье УК РФ «Убийство», а судимость была снята в 2005 году. Таким образом, до 2020 года лидер «Патриотов России» края может отдыхать от предвыборных баталий.

Иное дело Дмитрий Носов. Спортсмен-дзюдоист, он не только выступал на татами, но и разными способами пытался «добить в партере» наркоторговцев и коррупционеров. Одной из его жертв стал задержанный в красноярском клубе репер Гуф, про которого Носов выразился, что тот «потенциальный преступник и убийца». Однако вместо поддержки родной ЛДПР Носов получил «тейкдаун»: его обвинили практически в самопиаре и отсутствии работы на благо партии.

Сыграла злую шутку его идеологическая «диверсия»: Носов внезапно раскрыл своё видение на сталинские репрессии, мол, этого не могло быть. В результате борец – в широком смысле слова – пытался пройти праймериз от «Единой России», но после публичного скандала и обвинений в адрес единоросса Валерия Семёнова покинул гоночный «ковёр». Он попытался войти в Госдуму под знамёнами КПРФ, но проиграл выборы экс-чиновнику Виктору Зубареву.

Ещё один похожий по стилистике персонаж краевой политики и антикоррупционер был досрочно снят не только с выборов, но и лишён депутатских полномочий. Владимир Седов угодил на 3,5 года на нары за мошенничество в борьбе с застройщиком коттеджного посёлка, получив от преследуемых коммерсантов миллионную мзду. Под каток расследования попал и министр строительства и ЖКХ края Николай Глушков. В ведомстве последнего прошли обыски, но связать крупного чиновника с аферами Седова не получилось.

Ещё одной скандальной персоной выступил председатель краевой избирательной комиссии Константин Бочаров. После выборов несколько реготделений партий, не добившихся на сентябрьских выборах нужных им результатов, публично обвинили Бочарова в подтасовке документов и сокрытии нарушений. После обращений в ЦИК страны, вялых митингов за его отставку дело закончилось пшиком. Константина Анатольевича поддержал не только губернатор края, но и комиссия: под финал года Бочаров вновь сел в кресло председателя КИК на ближайшие четыре года.

Кадры-гейм

Не отстаёт от большой политики и малая: в Красноярске было как минимум два резонансных скандала. Отставка Алексея Лапкова, экс-главы департамента образования администрации города, начавшего карьеру с позиции учителя лего-технологии, информатики и ОБЖ и получившего степень кандидата педнаук. Она закончилась после разноса мэром Эдхамом Акбулатовым состояния ремонта одной из школ краевой столицы. Курьёза и драматургии этой отставки, которые нередки в коридорах городской власти, добавило то, что Лапков неоднократно побеждал в разных профконкурсах как директор и школьный учитель (в том числе абсолютный победитель конкурса «Лучший директор Красноярского края – 2008»). Однако не смог вернуться на прежнее место работы: его «прокатили» депутаты горсовета Красноярска, не найдя оснований для возобновления карьерного поприща. И только под конец 2016-го Лапкову удалось конституироваться на посту директора лицея № 6: только со второй попытки нардепы проголосовали за его кандидатуру.

Хотя и сами депутаты горсовета в течение полугода держали публику в напряжении: уйдут ли пять представителей народа в небытие после того, как они вовремя не сдали декларацию о доходах и имуществе за 2015 год? В результате, что не было предусмотрено федеральным законом, в ГС была создана конфликтная комиссия, проштрафившиеся депутаты писали объяснительные, почти как школьники, а история с лишением их мандатов завершилась только в декабре. Только один из пяти, Илья Суртаев, был лишён полномочий. Впрочем, персонаж запомнился электорату и «бегством от армии», и попыткой уйти и вернуться в горсовет (в сентябре 2016-го писал заявление о сложении полномочий, но через пару недель передумал и отозвал).

Хотя по сравнению со скандалом с исчезнувшим трупом бабушки в морге Красноярска и затянувшейся историей со строительством крематория, политические дрязги кажутся жизнеутверждающими. Но это совсем другие истории…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 11 января 2017

Заголовок в газете: Вспомнить лихом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру