СФУ нацелился на будущее

Сибирский федеральный университет отметил первый юбилей.

Сибирский федеральный университет отметил первый юбилей.

Сибирский федеральный университет отметил первый юбилей. За десять лет из пяти провинциальных вузов университет превратился в интеллектуальный плацдарм региона. Причём не только для тех, кто пришёл сюда учиться, но фактически для всех жителей Красноярского края и Сибири в целом. Дело в том, что научный потенциал вузовской науки трансформируется в подлинные достижения и экономические реалии, к которым причастны и студенты, и выпускники, и профессура. Сегодня СФУ включает в себя 20 профильных институтов, в которых учится и работает около 40 тысяч студентов и преподавателей. На «титуле» вуза – громкие победы в научных конкурсах, реализация стратегических проектов с широким мультипликативным эффектом, прорывы в престижных международных рейтингах.

Чем запомнились годы становления вуза его ректору, разбирался «МК».

История в деталях

2006 год стал моментом отсчёта истории вуза, который оказался первопроходцем в формировании структуры. Как известно, СФУ стал «пионером» среди федеральных университетов, когда объединились пять красноярских вузов. В России и за рубежом таких крупномасштабных примеров до этого просто не было.

Но опыт мировых лидеров в образовании старательно изучали. Например, университет Альберты в Канаде оказался наиболее близким по тематике программ обучения и специфике региона «прописки». Тем не менее, несмотря на наличие передового опыта, многие задачи и сложности оказались уникальными. Как говорят в СФУ, непросто было сохранить трудовые коллективы объединённых вузов, переформатировать образовательные программы. Важны были экономические и социальные составляющие: куда направлять деньги, как перестроить работу объединённых вузов, чтобы сохранить преемственность давних традиций и заложить одновременно новые, которые работали бы на единение.

В попечительский совет СФУ вошли представители крупного бизнеса, политики, учёные. Председатель совета – председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, а министр обороны страны Сергей Шойгу возглавляет Ассоциацию выпускников.

Для создания «новой идеологии» приглашались сторонние эксперты, проводились встречи с лидерами общественного мнения в вузах. В результате кропотливой и вдумчивой работы на свет появилась первая стратегическая программа развития СФУ.

Причём программа эта «живая»: каждый год происходят новации, связанные с открытием специальностей, магистерских программ, специализаций, научных школ, лабораторий и локаций, масштабных концептуальных мероприятий. И структур-«спутников», без которых совершенно невозможно представить современный мировой университет: научных кафе, языковых центров, публичных лекций, спортивных соревнований, фестивалей науки и творчества. Иными словами, образовательных площадок, доступных и полезных широкому кругу людей, начиная со школьников и заканчивая теми, кто давно пережил студенческую пору. И в этом – значимая социокультурная миссия СФУ, о которой часто и горячо говорят региональные политики, высоко ценят жители края.

Вспомнить всё

Ректор СФУ, академик РАН и председатель совета ректоров вузов Красноярского края Евгений Ваганов рассказал «МК», чем лично для него стала «десятилетка».

– Ключевым проблемным вопросом, который должен был решиться благодаря созданию нашего федерального университета, – снять противоречия между очевидным несоответствием предложений рынка образовательных услуг и спроса на дипломированных специалистов со стороны работодателей, рынка труда в целом, – вспоминает Евгений Александрович. – Для этого решения мы централизовали ресурсы, которые были выделены и краем, и федерацией под программу развития вуза. Для нас было принципиально важным найти точки роста и понимание с учётом будущего, куда, в какие направления деятельности вложиться, чтобы университет начал работу в новом, объединённом статусе и был нацелен на перспективу роста. Эти направления было очень сложно определить. Первоначально мы провели конкурсы на поддержку реализации научных проектов и по разработке учебно-методических комплексов дисциплин, позднее были поддержаны молодёжные инициативные проекты. Остро стояла проблема компьютеризации, информатизации ресурсов. Ведь многие преподаватели старшего поколения не использовали IT-технологии. Тогда было принято решение безвозмездно передать для работы ноутбуки сотрудникам. Сделали это на раннем этапе становления вуза. Ещё один тренд был связан с необходимостью откликнуться на появление в регионе нового производственного кластера. Речь зашла о компании «Роснефть», которая начала разработку месторождений в крае, а её предприятия нуждались в специалистах. Мы решили сформировать образовательный ландшафт для нужд нефтегазового комплекса. Изыскали возможность образования нескольких кафедр, которые впоследствии заложили основы Института нефти и газа СФУ.

– На фоне других университетов как выглядело становление Сибирского федерального?

– Наш старт был с худших позиций по сравнению с коллегами из других округов. У нас, например, было самое сложное положение с точки зрения соотношения количества студентов и преподавателей. На тот момент в Томском политехническом показатель составлял один к четырём, а в СФУ – один к 11-12. Также у нас был зафиксирован минимум средств на поддержку научных исследований. Чтобы изменить положение, сотрудники активно, при непосредственном стимуле со стороны ректората, принимали участие во всевозможных грантовых конкурсах, которые проводили научные фонды.

– Как сейчас, спустя десятилетие, выглядит СФУ с точки зрения мировой экспертизы?

– В ведущих национальных рейтингах СФУ прочно укрепился в ТОП-15. Эксперты называют такие университеты «устойчивой элитой». По такому показателю, как востребованность выпускников СФУ у работодателей, университет стабильно занимает 5-8-ю позиции. Именно этим достижением мы гордимся больше всего. СФУ по итогам рейтингования уверенно входит в двадцатку сильнейших вузов страны. Это говорит о сбалансированной политике управления, направленной на устойчивое развитие и движение вперёд.

– Какие цели вы ставите перед сотрудниками университета минимум на следующие десять лет?

– Каждому надо серьёзно увеличить научную продуктивность, причём в 3-4 раза. Так, аспирант должен публиковать 3-4 статьи за время обучения, а преподаватель – столько же ежегодно в наиболее авторитетных и цитируемых научных журналах. А каждый научный сотрудник должен участвовать в получении грантов на сумму минимум в 300-400 тыс. рублей. Кстати, по западным нормам университетские учёные также ориентируются на эту сумму, только она исчисляется в долларах.

На мой взгляд, всё это можно сделать, если не бояться браться за новое дело. Выходить из зоны комфорта в область решения тех задач, которые востребованы обществом. Ведь учёные становятся нобелевскими лауреатами, разрешая глобальные социальные проблемы. А хороший университет должен в первую очередь стремиться быть нужным обществу.

– До того момента, как вы возглавили СФУ, в вашем бэкграунде уже был 12-летний опыт руководства Институтом леса СО РАН. Как вы решились взяться за новый многофакторный и сложнейший проект формирования нового вуза или, повторяя за вами, выйти из зоны комфорта?

– Предложение возглавить университет поступило от Александра Викторовича Усса. Было дано время на раздумье – сутки. Мне важно было посоветоваться с председателем Сибирского отделения РАН Николаем Добрецовым, который искренне посоветовал: не может академия наук оставаться в стороне, надо принять предложение.

Через неделю в Москве мы с губернатором края Александром Геннадиевичем Хлопониным встретились с министром образования и науки Андреем Александровичем Фурсенко. Министр задал первый вопрос: «Евгений Александрович, вам-то это зачем? Вы академик, директор Института леса». На что я ответил просто: «Мне интересно».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 9 ноября 2016

Заголовок в газете: Юбилей федерального

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру