Елена Ильянкова: “Через искусство я начинаю заново дышать"

Мы беседуем в мастерской. Картины разных периодов, несколько незаконченных полотен — в работе.

Мы беседуем в мастерской. Картины разных периодов, несколько незаконченных полотен — в работе.
Елена Ильянкова

Мы беседуем в мастерской. Картины разных периодов, несколько незаконченных полотен — в работе. Елена Ильянкова ищет форму и содержание, пробует новые техники и полагается на счастливую творческую звезду, которая ведет ее по жизни. Наша беседа — тоже своеобразный поиск: рассказать о себе и своих картинах на словах не просто. В итоге ответ Елены на каждый вопрос — словно небольшая притча или попытка самоанализа. В итоге получилось несколько монологов художника о силе творчества, преображающего мир людей.

Штрихи детства. Начало

— Все детство экспериментировала, распаяла в доме все терки, разобрала кофеварку, сделала космический корабль, он летал у меня по комнате. Однажды сделала коня, без единого гвоздя, на колесиках. Вся квартира в стружках, а у меня стоит конь.

В 14 лет нарисовала батальную сцену на тему Бородинской битвы. Сама изобретала лаки и грунтовки для холстов, варила прямо на кухне. Тогда не было Интернета, информация по крупицам собиралась из дефицитных советских книжек. Химические субстанции жутко воняли на всю квартиру. Не понимаю, как родители терпели мои эксперименты.

В художественной школе я не училась, занималась в музыкальной по классу виолончели. Однако поступить собиралась в техучилище, затем устроиться на широко известный в СССР завод “Вега”, где мастером работал папа, мама — бухгалтером, шофёром брат.

Но все сложилось по-другому. Тётя по радио услышала, что в Новосибирске идёт набор в художественное училище. Мы повезли мою батальную картину, экзаменаторам очень понравилось. На втором курсе случился творческий всплеск, пошли серьезные портреты. Директор и завуч заподозрили, что за меня кто-то рисует, вызвали к себе. Расспрашивали с пристрастием. Пришлось посадить их, нарисовать. Вопросы были сняты. Может, это была военная хитрость, чтобы получить портреты моей руки?

Краски юности. Путь

— Художественное училище я закончила на одни пятерки. На защиту дипломов собрались в том числе вербовщики. Представитель коммерческой дизайн-студии пригласил меня на работу. Дама из архитектурного института готова была принять меня на факультет керамики без экзаменов. Жизнь удалась. Гребу деньги лопатой в фирме и учусь в архитектурном.

Но опять судьба распорядилась по-своему. Подружка позвала меня прокатиться за компанию в соседний город — она решила поступать в Красноярский институт искусств. Серьезных намерений у меня не было. Перед поездкой я крестилась. Крёстная подарила почему-то два киндер-сюрприза. Открывала их в поезде. В одном виолончель, а в другом картинка-паззл. Мне подумалось тогда, что в жизни моей есть сила, что ведет за собой.

И правда. Случилось так, что я нечаянно поступила. Отучилась 6 лет. Потом три года мастерских, первые выставки. Потом меня приняли в Союз художников России. Затем аспирантура Российской академии художеств. И снова случайность. Ребята пригласили Анатолия Павловича Левитина к себе, на показ своей живописи. Мастер походил по коридорам, посмотрел. И говорит — эту девочку с башмаками (картина “Ботинки”. — Ред.) забираю к себе на живопись! А я вообще график. Не ждала и не гадала. Принял меня за те самые “Ботинки”, за которые я недавно получила приз зрительских симпатий — бесплатную персональную выставку в Берлине.

За месяц до окончания академии дали мастерскую. С формулировкой “хороший художник должен остаться в Красноярске”. Мастерская была в ужасном состоянии, спасибо папе, помог отремонтировать.

Елена Ильянкова за мольбертом

Цвет денег. Опыт

— Как-то мамина коллега-бухгалтер готовилась к свадьбе сына и попросила меня нарисовать купюру большого достоинства, которой собиралась выкупить невесту. Нарисовала. Перестаралась немного. Сослуживица в шутку разменяла фальшивую купюру с Лениным в соседнем отделе. Только на ощупь купюру выдавал ватман, на котором денежка была нарисована.

Вообще в жизни мне доводилось много зарабатывать. Тем не менее к деньгам я отношусь очень спокойно, почти никак. Иногда деньги средство, которое помогает сделать доброе дело. Помню, будучи ребёнком, пообещала подарить папе машину. Он долгое время ездил на мотоцикле, очень мечтал об автомобиле. Когда заработала первые хорошие деньги, я их подарила папе. Он купил первую иномарку и был страшно счастлив. А я чувствовала себя ещё более счастливой от этого. Деньги есть — хорошо, нет — без них можно. Мы часто придумаем себе, что хотим что-то и без этого жизнь невозможна. И готовы всё отдать за обладание. Можно быть очень счастливым в малом. Есть звёзды, солнце, небо. Сегодня может быть в кармане миллион, а завтра 52 рубля. Я умею жить и с этим, и с этим.

Линия театра. Поток

— Люблю классическую музыку. Недавно была в Берлине, и мне так классно было писать этюды под живую музыку симфонического оркестра. Немцы любят устраивать такие флешмобы, продвигают искусство в массы. Музыканты собираются на улице и неожиданно начинают играть.

Меньше двух лет отработала в театре оперы и балета художником-постановщиком. Особый опыт. Начинала декоратором, через несколько месяцев я хорошо понимала всю производственную кухню и старалась создать собственную сюжетную линию, что помогало режиссеру-постановщику. Ну и вообще надо понимать, как сделать декорации функциональными и безопасными, недорогими и надежными, продумать, как они будут позже храниться и транспортироваться.

Был случай. Московский театр привозил постановку “Борис Годунов”. Событие! Но, как водится, неожиданно выяснилось, что большую часть сценографии они не повезут — много всего, негде хранить и лучше все это сделать на месте. Времени в обрез. Надо придумать, спланировать, изготовить. Лена, с этого дня ты художник-постановщик! Я разобралась, нарисовала дома, придумала, как это сделать, узнала, как устроена московская сцена и чем отличается от нашей. Работали чуть ли не круглосуточно. Вообще коллектив на окладе и не обязан работать сверхурочно. Но мне удалось увлечь людей. В результате все коллеги по цеху стали друзьями. Когда монтировщики увидели мой макет, который я сделала за полдня, и у них всё сошлось, оказалось — учтены все детали и ничего не пришлось исправлять, — они сказали: “Лена, никогда не уходи”. Но я ушла. Очень неприятно работать в стол, что неоднократно случалось. Я люблю театр, музыку обожаю, но меня звало собственное творчество. Пришла пора вернуться к себе. Рисую картины и счастлива этим.

Огонь жизни. Эксперимент

— В шесть лет я добыла огонь. Мне кто-то рассказал, что древние люди добывали огонь трением. Мы приехали на дачу с родителями. Стояла весна, у нас посажены помидоры, нужно подогреть воду, чтобы их полить, а в домике холодно. Спичек как назло не нашли. И соседей нет, очень рано мы заявились, попросить огня не у кого. Родители пошли в огород. А я за сараем нашла досочку, палочку и начала стирать свои нежные детские ладошки. Все это длилось долго, но ничего не получалось. Каким-то образом в детскую головку пришла мысль применить химию. В шкафчике на кухне нашла сухой порошочек фиолетового цвета — я ещё не знала, что это марганцовка, — насыпала его на бумажечку, крутанула палочкой. И бумажка загорелась. Бросила её в печку, там дровишки готовые быстро принялись. Вышла на крыльцо, очень важная, руки в боки — мама-папа, говорю, посмотрите на трубу! Они обалдели, конечно.

Так и экспериментирую всю жизнь. Делаю всё. Лепнины, росписи стен, аэрографию на автомобилях, реставрацию мебели, ледовые скульптуры. Как-то лепила в сауне водопад. Думаю, как его сделать понатуральнее? Накидала штукатурку, взяла пластмассовую метлу — тут же пришла идея — и раз-раз-раз — наделала струи, брызги, капли застывшие. Идеи как будто родятся сами.

Грунт природы. Вдохновение

Елена Ильянкова на пленэре

Природа для меня — мощный источник вдохновения. Люблю наш север. Холод, слезы от ветра, замерзшие краски, счастье от того, что ты живой, корабли, рыбаки и корюшка... Сибирский мороз — настоящий импрессионист, который каждое мгновение рисует всё вокруг заново, постоянно изменяя и преображая.

Всегда остро чувствую силу рек. Енисей — это мощь, большая сильная вода, глубина. Енисей-жених. И невеста его Ангара, бегущая от отца Байкала. Зная историю, понимаю, что в них немало крови утонуло. Люблю эту могучую реку, много в ней всего переплелось.

Последнее время много путешествую, рисую этюды на пленере. В этом году четыре поездки: Дудинка, заполярье Красноярского края — в мае и летом; Аршан, Бурятия; в сентябре — Берлин. Везде своя природа. И в городской среде она есть, просто нужно рассмотреть, почувствовать.

Планирую в августе-сентябре 2017 года вновь поехать на север. Буду бродить по Хатанге, писать этюды, север, тундру, портреты долган и рыбаков. А потом мы с этой выставкой собираемся побывать в Париже. Это уже в 2018-м. Также планируем устроить расширенную выставку работ в Берлине.

Абрис Бога. Гармония

— Бог присутствует во всем и всегда. Он общий. Он всегда с нами. Бог — это не церковь, не конкретное место, но связующая нить между каким-то местом в душе человека и на небе. Бог для меня дом, защита, какое-то родное отцовство. То место, где меня примут, согреют, любят такой, какая я есть. То место, где не нужно оправдываться или искать слова, где всё про меня знают и видят без лишних слов, где можно просто помолчать и тебя услышат и поймут. В этом источник гармонии и силы духа.

А смерть — это тоже возможность вернуться домой, туда, где уже много тех, кого люблю, тех, кто когда-нибудь дождется меня, и мы посидим на облачке, свесив ноги вниз, и поболтаем о том о сём. Но я не тороплюсь, есть у нас ещё тут куча дел. Всему своё время.

В искусстве и творчестве много божественного. Когда мне плохо, я через искусство начинаю заново дышать. Когда мне хорошо, мне с ним ещё лучше. Без творчества не мыслю жизни. Любой человек стремится к творчеству, хоть в чём-то.

Наверное, я счастливый человек. У меня есть любимое дело, мы с ним ладим. У меня есть друзья — замечательные, проверенные жизнью люди, я их очень люблю. Со мной мои путешествия. Радуюсь каждому новому человеку. И в жизни мне везет — постоянно встречаются прекрасные люди. Есть, конечно, куча врагов — но без них вообще непонятно, как жить.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру