Предвыборная пора ознаменовалась листопадом вялых обещаний

Осталось буквально 10 дней до выборов в ЗС края и Госдуму РФ.

Осталось буквально 10 дней до выборов в ЗС края и Госдуму РФ.

Осталось буквально 10 дней до выборов в ЗС края и Госдуму РФ. А ясности, за кого придёт законопослушный и неравнодушный к результатам электорат отдать свои голоса, нет. Аналитика, берущая начало в предвыборных штабах и федеральных рейтинговых агентствах, противоречива. То ли у кого-то рейтинг из партийцев упал, то ли поднялся? «МК» попытался посмотреть, за что призывают голосовать движения и как изменилась риторика предвыборных обещаний по сравнению с предыдущими ристалищами.

В этом году, и в этом эксперты единодушны, практически все партии смешали воедино как конкретные посулы (сделаю ремонт во дворе дома № Х), стратегические инициативы (устрою в России экономический рывок), так и почти философские откровения (Красноярск – родина ценных пушных зверьков семейства куньих). Это и понятно: в условиях перманентного кризиса и западных санкций финансы (бюджеты края и страны) не дают, по всей видимости, повода для естественного оптимизма и нехимическим путём добытых радужных надежд.

Наметилась в этой кампании и другая тенденция: из придорожных кустов повыскакивали билборды, где большую часть площади занимают сытые лица борцов за электорат. Поскольку сам жанр предвыборного баннера по закону маркетинга не предполагает многословия, то подписи к гипертрофированным по размеру фото лаконичны. Дескать, имярек «добрых дел мастер», другому надо просто «верить». С какой стати именно этот кандидат должен получить презумпцию доверия – загадки НЛП. Фантазия небогата: лозунги сменяются ФИО с названиями партий. Скромно и со вкусом. Зачем, спрашивается, фото? Ну, торгуют лицом по привычке.

Впрочем, не обходится без креатива на грани фола. К примеру, одна из «женских партий» назвалась «надёжным тылом региона», словно в шутку подзабыв, что конкретно издревле на Руси именовалось «женским тылом».

Или вот один из нынешних кандидатов в депутаты в пику модному тренду – виртуально-реальной игре в мультяшных героев – предложил от своего

имени изловить «вороватых покемонов по власти». Причем явно обошёлся без партийной поддержки.

Ещё один тренд – партизанский маркетинг. Если обратить внимание на фасады зданий, то можно заметить начертанные явно в поддержку конкретной партии простые, как детские каракули, надписи мелом: «За… имярек!». Просто, дёшево, доступно! Как политический магазин-дискаунтер для малоимущих граждан.

По данным «МК», бюджеты предвыборных кампаний в этом сезоне большинством партийцев и самовыдвиженцев были сверстаны так, чтобы большую часть средств потратить на личные встречи с избирателями. Там в ход чаще всего идут листовки разного идеологического достоинства. Но, видимо, малоотличимые от баннерной программы.

И всё же партийная идеология нет-нет да и проявляется, во время теледебатов, например. Она, как правило, сводится к старой, как мир, дилемме и бесконечным рассуждениям и рефлексиям: за красных или белых? За социализм или капитализм? Какой строй человечнее, справедливее, сытнее? Кто сильнее: кит или слон?

По данным опросов «Левада-центра»* теледебатами в этой кампании мало кто интересуется. На конец августа только 20% опрошенных россиян смотрели «телек» и готовы наблюдать за битвой в дальнейшем. А 43% вообще не собираются наблюдать за предвыборным брейн-рингом. При этом узнаваемость партий в глазах электората различна – от 12 до 92%.

Но известность «марки» ещё не делает её покупаемой, особенно в таком тонком деле. Например, то же агентство на 29 августа даёт такой прогноз: 16% опрошенных не будут точно голосовать, а их противники, точно собирающиеся на грядущие выборы, – 20%. Остальные, колеблющиеся, – 64% – и есть та неопределившаяся масса, на которую, вероятно, и рассчитана нехитрая стилистика нынешнего агитпропа.

Не обходится на фоне идеологического затишья и безразличия электората без локальных скандалов. Например, в крайизбиркоме недавно разбирали два случая «чёрного пиара» – листовки с заголовками «Партия бандитов и воров» и «Помните, они обещали?». По этому поводу комиссия обратилась в полицию, чтобы пресечь их распространение. Но что-то подсказывает, что в ближайшую декаду их станет больше.

  • Инициативный опрос проведён 26-29 августа 2016 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населённых пунктах 48 регионов страны. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 3,4% для показателей, близких к 50%, 2,9% для показателей, близких к 25%, 2% для показателей, близких к 10%, 1,5% для показателей, близких к 5%.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 7 сентября 2016

Заголовок в газете: Политический дискаунтер

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру