Педагоги региона обсудили будущее школ и школьников

В крае прошёл ежегодный августовский педсовет.

В крае прошёл ежегодный августовский педсовет.
Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский

В крае прошёл ежегодный августовский педсовет. На форум съехались сотни работников сферы образования со всего региона. Также на педсовет собрались представители общественных организаций, профсоюзов, органов власти. Два дня работы площадок в МДВЦ «Сибирь» и конгресс-холле СФУ оказались, судя по реакции участников, плодотворными. Учителя провели дискуссионное время с пользой, высказывая своё мнение в острой полемике и обсуждая лучшие практики. Главное, что они наметили планы на новый учебный год, определили ориентиры в работе образовательных учреждений. Ведь основная цель, ради которой профессионалы этой важнейшей социальной сферы собрались в краевой столице, – в диалоге с представителями региональной власти обозначить проблемы и найти пути их решения. Что больше всего взволновало учительское сообщество, выслушал корреспондент «МК».

Реформы и практики

Система образовательных учреждений в крае – протяжённом территориально и с распределённым неравномерно населением – исторически сформировалась так, что большинство школ разбросано по сельским районам. Однако при этом численность учащихся там много ниже, чем в городах и крупных населённых пунктах. По статистике минобра, сельских школ в полтора раза больше, чем городских. Но при этом количество школ с 20 учениками – 500. А тех, где, наоборот, учится более 500 детей, – всего 20. Власти должны прилагать особые усилия, чтобы школьники и в городах, и на селе получили качественное и современное образование. И школы, какого бы они не были масштаба, должны быть укомплектованы высококвалифицированными специалистами и оборудованием, предусмотренным федеральными образовательными стандартами. В программном документе – проекте Стратегии развития края до 2030 года – именно этому аспекту уделено особое внимание. Как подчеркнула в докладе министр образования края Светлана Маковская, будут открываться многопрофильные учреждения образования для детей и взрослых. Обсуждается концепция развития сельской школы. Кроме того, министр поделилась идеей «обогащения образовательной среды и реализации целевой подготовки педагогов для сельской школы». Например, чтобы каждый учитель мог вести несколько предметов и для детей разных возрастов. И первая «проба пера» в этом направлении уже сделана: в этом году 50 учителей будут обучены английскому языку, чтобы они смогли преподавать этот предмет дополнительно к своему основному профилю.

Профориентация

Также будут выстраиваться отношения средних учебных заведений и производственных, агарных компаний, техникумов для проведения профориентации и получения специальностей ребятами в старших классах сельских школ. Пример есть: в Канском районе управление образования района, Филимоновская средняя школа и Канский технологический колледж. И теперь старшеклассники из Филимоново получают профессии по семи программам колледжа, не отходя от школьной скамьи. Кроме внимания к одарённым детям и профобразованию, власти края создают доступную

среду, которая позволяет всем детям получать качественное образование. Речь идёт о развитии инклюзивного обучения. В новом учебном году за парты в школах края сядут более тысячи первоклассников с ограниченными возможностями здоровья. – Участие в мероприятиях госпрограммы «Доступная среда» позволило привлечь в край на развитие безбарьерной среды около 100 млн рублей. Объём софинансирования из бюджета края составил 48 млн рублей. Универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и школьников, не имеющих нарушений развития, создана в 362 школах края, что составляет 22% от их общего количества, – рассказала Светлана Маковская. Ещё одна из проблем, которую в главном докладе педсовета обозначила министр образования, – это необходимость постоянной переподготовки и повышения квалификации учителей, привлечение молодых кадров, создание социально-бытовых условий и закрепления их в школах, особенно в сельской местности. Ведь, по данным статистики, родители учащихся связывают успешность школьного образования для своих детей, прежде всего, с уровнем профессионализма учителей.

Неформально

Губернатор края Виктор Толоконский подошёл к своему докладу неформально. И его речь вызвала невероятное оживление в зале и диспуты в кулуарах. Он не только продемонстрировал первостепенное внимание органов власти к развитию социальной сферы, но и понимание задач, которые предстоит решать сообществу в отношении школьного образования, детских дошкольных учреждения. Как известно, за последние пять лет система образования края на всех уровнях претерпела большие изменения. Укрепление материально-технического состояния учреждения, появление на карте края новых учебных и дошкольных заведений стало трендом. Например, за пять лет дети в регионе пошли в 19 новых школ и 60 детсадов. Через неделю в селе Нижние Куряты Каратузского района в новую школу придут 165 ребят. В следующем году начнётся строительство школ в Курагинском районе, Канске, Красноярске, ещё четырём школам предстоит капремонт. – Ремонт образовательных учреждений, реконструкция – один из важных и серьёзных в части финансовых затрат вопросов, но мы будем его решать. Сейчас идёт работа по подготовке бюджета на 2017-2019 годы, мы закладываем новые объёмы денежных средств на строительство и реконструкцию школ. В следующем году эта цифра по отношению к 2016 году вырастет в 2,5 раза, а к 2019 году увеличится уже в пять раз, – заявил губернатор.

Педагогический совет региона в МВДЦ "Сибирь" Красноярска

Десятки спецклассов

С каждым годом увеличивается и количество специализированных классов с углублённым изучением естественных, математических наук инженерно-технологической направленности. Напомним, их инициировал два года назад губернатор Виктор Толоконский. В прошлом году были созданы 25 классов, в этом в новом учебном году к ним добавится ещё 50 новых площадок. А через год количество спецклассов практически удвоится и составит 150. Губернатор подчеркнул, что это должно отразиться на качестве образования. – Должен быть организован тщательный отбор учеников, тех, кто хочет изучать естественные и математические науки, тех, у кого есть к этому призвание. Мы готовы открыть физико-математическую школу при СФУ с финансированием обучения школьников из краевого бюджета, – открыл новые горизонты для одарённых детей

Виктор Толоконский. Как отметил Виктор Александрович, «нужно обновить систему переподготовки учителей, подготовки молодых кадров, сделать привлекательным среднее специальное образование». Поэтому будут, не дожидаясь федеральных изменений, разработаны региональные новации в системе расчётов оплаты труда учителей. – Сейчас примерно 60% от выплаты – это фиксированная часть, а 40% – это так называемые стимулирующие начисления. Однако мы приняли решение о серьёзном повышении окладов: с 1 января 2017 года мы повысим их до 80%, а стимулирующая часть будет составлять всего 20%, – пояснил инициативу губернатор.

ВРЕЗКИ:

На педсовете около трёх десятков работников сферы образования получили различные награды, благодарности и почётные грамоты. Среди них двое собеседников «МК», представители Канска. И, что важно, мужчины: ещё недавно отрасль считалась прерогативой женщин. Однако в зале мужчин, занятых в образовании, оказалась примерно половина от собравшихся.

Сергей РУЛЕНКО, директор учреждения допобразования «Центр детского технического творчества»: – Наш центр образован более 80 лет назад на базе советского детища – ОСОАВИАХИМа. По традиции мы сильны в таком направлении, как авиа- и судомоделирование. Главное, что мы прививаем детям, – это любовь к технике, точным наукам. Один из наших воспитанников, Дима Литус, в этом году изготовил инновационный компактный, раздвижной пандус для инвалидов и занял первое место на всероссийском конкурсе «Юные техники и изобретатели». Среди наших выпускников много знаменитостей. Например, доктор наук Александр Сибиряков, командир эскадрильи Дмитрий Руденко, российский учёный-математик, академик РАН, бывший директор Института вычислительных технологий СО РАН Юрий Шокин… Дети тянутся, мы открыты для школьников и Канска, и района. Сам я инженер, пришёл в центр на временную работу, однако уже отметил 33 года работы с детьми. У нас в штате есть инженеры, привлекаем учителей точных наук, технологий.

Андрей СВИРИДЕНКО, директор Канского детского дома им. Ю. А. Гагарина: – Очень условный термин – трудные подростки. Главное, как с ними работать. Не надо им врать, надо попытаться выстроить с ребятами доверительные отношения. Социально значимые взрослые для них очень важны. В стенах детдома работает коллектив профессионалов. За последние три года мы устроили в замещающие семьи около 350 ребят. Принципиально важно, чтобы у них была возможность получить хорошие стартовые позиции – основы профессии, готовность к взрослой жизни. У нас серьёзно развит спорт. Много секций – лыжи, игровые виды спорта, стрельба, хоккей, теннис, биатлон… По нашей инициативе проходят зимние спартакиады в группе районов. В этом году наша футбольная команда «Гагаринец» победила на всероссийском турнире (второй год подряд, кстати) и получила возможность отправиться в гости к игрокам знаменитого «Арсенала» в Англию. Будет и тренировка, и товарищеский матч с юношеской командой академии клуба. Для остальных ребятишек это громадный стимул развивать спортивные навыки.

Алексей Клешко, вице-спикер Законодательного собрания края: – Наши педагоги и министерство образования в крае сделали много, чтобы сохранить систему образования, развивать её. В крае для одарённых детей и талантливой молодёжи реализуются программы. Это практики дополнительного образования. В мае в краевом парламенте был принят закон, согласно которому первокурсники, набравшие максимальное количество баллов и поступившие на приоритетные для региона направления, будут получать по 5 тысяч рублей дополнительно к стипендии. Это позволит сконцентрировать в вузах наиболее талантливых школьников. В этом году это около 130 человек. Но что меня тревожит: общество не слишком разделяет ценность образования, а надо, чтобы оно являлось приоритетом в социальной сфере. Образование нуждается в новом технологическом оборудовании и новых современных школах, а также поддержке общества.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 31 августа 2016

Заголовок в газете: Общеобразовательные ориентиры

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру