Установлена судьба более полувека пролежавшего в горах Кузнецкого Алатау самолёта

На месте катастрофы побывало огромное количество народу, как в виде экспедиций, так и туристских групп.

17.08.2016 в 05:55, просмотров: 3638
Установлена судьба более полувека пролежавшего в горах Кузнецкого Алатау самолёта

Недавно «МК» рассказывал о группе красноярских поисковиков, успешно расследовавших дело о катастрофе самолёта-«геодезиста» в районе станции Снежница Красноярского края, упавшего в тайгу 11 октября 1950 года «Бостона» с бортовым номером «Ф-341». Участник поискового отряда «Трасса» Военно-инженерного института СФУ Вячеслав Филиппов решил рассказать читателю ещё одну интригующую историю, которая в том числе поднимает вопросы равнодушия властей и общественности к памяти погибших героев.

Источник «сенсаций»

Поиск начался с «дрейфа» по интернету. Оказалось, что существует аналогичный самолёт А-20 «Бостон», найденный на территории заповедника «Кузнецкий Алатау», в районе горы Зелёной. Есть серия репортажей. Вникли в суть. Поняли, что последние 14 лет подряд местные СМИ кормились с «сенсационных» материалов «о сбитом в лесу американском самолёте-шпионе», каждый раз изобретательно выдавая «актуальные версии». По факту – абсолютно ноль пользы для выяснения обстоятельств и судеб погибших летчиков. Хотя правильные версии эксперты всё же высказывали. Но кому в нашей новой экономической реальности нужны правильные версии? Пиар важнее истины.

Первое сообщение об этом самолёте выдал «Вечерний Новосибирск» в июле 2001 года. Газета сообщала об экспедиции по поиску упавшего в горах Кузнецкого Алатау американского самолёта А-20 «Бостон», организованной отделом по делам молодёжи администрации Ленинского района. Далее – несколько заметок в номерах 24 и 31 августа.

24.08.2001: «Случилось это в годы войны – в 1943-м, когда в рамках союзнической помощи по антигитлеровской коалиции с Аляски через Сибирь советскими лётчиками перегонялись американские бомбардировщики. Один из них потерпел крушение. Найти машину, перевезти в Новосибирск, может быть, восстановить, выяснить судьбу лётчиков и их имена – такую цель поставили энтузиасты: руководитель клуба «Взлёт» Валерий Колобов и его единомышленники из патриотического центра «Пост № 1» и туристско-спортивного центра «Панда» (Г. А. Злобин). Они нашли место падения «Бостона» и то, что от него осталось».

31.08.2001: «Научно-исследовательская экспедиция школьников Ленинского района в горы Кузнецкого Алатау, организованная районным отделом по делам молодёжи, успешно завершена. Найдено огромное количество фрагментов американского самолёта «А20-Бостон». Он разбился в годы войны при перегоне с Аляски через Сибирь.

Главное – определён бортовой номер самолёта: Ф-216. Теперь научный поиск в архивах. Это основная цель экспедиции, задача непростая, но выполнимая, по мнению Валерия Колобова, прямо-таки неистового энтузиаста поиска: «Открыть ребятам новую грань войны, наполнить конкретным смыслом слова «небоевые потери», вернуть близким имена погибших, может, они до сих пор числятся в без вести пропавших».

Десять лет спустя

В 2011 году три фотографии этого самолёта попали в Wikimapia c подписью: «Катастрофа Ли-2 Дальневосточного управления ГВФ 28 сентября 1952 г. в горах Кузнецкого Алатау, Кемеровская область».

Летом 2012 года на месте катастрофы побывали туристы из Мариинска и Кемерово, выложили фоторепортаж. После них появилось множество таких публикаций: пришли, сделали селфи на фоне обломков, расписались на них – герои! Снова двухлетнее затишье, и опять «сенсация», публикация в газете «АиФ-Кузбасс» от 22 июля 2014 года «Бомбардировщик США найден в горах заповедника «Кузнецкий Алатау»:

«По сообщению пресс-центра заповедника, при проведении научно-исследовательских работ в северной части заповедника, на горе Зелёная, был найден разбившийся американский бомбардировщик «Дуглас А-20», известный также как «Бостон». Сотрудникам удалось определить бортовой номер самолёта: Ф216. Как рассказали в пресс-центре, в годы Второй мировой войны с Аляски через Сибирь в рамках союзнической помощи по антигитлеровской коалиции советские лётчики перегоняли бомбардировщики США. Бомбардировщик был обнаружен ещё в 1966 году местным охотником Андреем Бердюхиным. После чего многие пытались найти «Бостон», вывезти его или восстановить, но не всем удавалось обнаружить место крушения».

Следом публикация в газете «Кузбасс» от 11 августа 2014 года под рубрикой «Тайны Кузбасса»:

«Первая межведомственная экспедиция отправилась в горы заповедника «Кузнецкий Алатау» к обломкам бомбардировщика Douglas A-20 Havoc (также известного как DB-7 Boston) в прошлую пятницу из Кемерово. На борту вертолёта были инспекторы заповедника «Кузнецкий Алатау», представители департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, областной поисково-спасательной службы, МЧС и МВД. Напомним, …в конце июля сотрудниками заповедника в ходе проведения научно-исследовательских работ потерпевший крушение самолёт был найден на склоне горы Зелёной».

Экспедиция успехом не увенчалась, но первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Кемеровской области Евгений Дедюхин, не подвергая сомнению растиражированную СМИ версию о гибели самолёта при перегоне по Алсибу, прокомментировал: «Мы хотели попасть на место крушения на гору Зелёную, чтобы узнать всё про экипаж самолёта, собрать артефакты. Посмотреть, есть ли возможность останки самолёта доставить на Большую землю и передать его музеям – в кемеровский парк Победы им. Жукова или парк Победы в Новокузнецке».

Последняя информация от «Новости Белово» 26 сентября 2014 года:

«Накануне силами уже второй организованной экспедиции (первая в силу погодных условий оказалась неудачной) к месту крушения американского бомбардировщика «Дуглас А-20» некоторые из фрагментов корпуса самолёта смогли быть вывезены в Кемерово. На борт вертолёта погрузили те фрагменты, которые позволят идентифицировать серийный номер «американского потерпевшего». В том числе спасатели вырезали фрагмент фюзеляжа с отчётливо сохранившимся бортовым номером. Кстати, появилась вторая версия гибели «Дугласа»: в послевоенные годы, ввиду недостаточности средств ПВО в горных районах юго-запада Сибири, американские ВВС активно производили аэрофотосъёмку этой местности. И самолёт мог потерпеть крушение как раз в этот период».

Сухой остаток

В настоящее время, после десятков лет и экспедиций, мы знаем немного. За прошедшие 50 лет (впервые останки самолёта были обнаружены в 1966 году) на месте катастрофы побывало огромное количество народу, как в виде экспедиций, так и туристских групп. Координаты не фиксировались, каждый раз самолёт находили заново. Собирались материалы, делались снимки, вывозились детали. Где всё это собрано – неизвестно.

При этом самолёт в хорошем для идентификации состоянии: он просто разбит на фрагменты и разбросан по каменистому склону, не горел, не в земле, не сгнил. Известен бортовой номер самолёта: «Ф-216». Присутствуют во множестве различные номерные детали, включая двигатели, имеющие таблички и номера.

Поисковые клубы (август 2014, Кемеровское РО ООД «Поисковое движение России») и отдельные специалисты (22 июля 2014, Новосибирск, профессор Владимир Бернс, доцент, д.т.н.) несколько раз высказывали правильную версию о принадлежности самолёта к авиаотряду геодезии и картографии (бортовой номер самолёта Ф-216) и направления для дальнейшего архивного поиска. Но к ним никто не прислушался.

В результате серийные номера самолёта и моторов не определены, архивного поиска по определению даты лётного происшествия, принадлежности самолёта и установления имен и судьбы членов экипажа не проведено. Не систематизированы материалы различных периодов поиска, хотя люди, занимавшиеся поиском, известны. Вывезенные с большим трудом и затратами артефакты, несомненно, пригодятся музеям, но не добавляют информации к фотографиям в СМИ и остаются не атрибутированными, продолжая считаться имеющими отношение к перегону самолётов по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны.

На самом деле, на основе имеющихся материалов, можно достоверно утверждать, что погибший самолёт попал в СССР не ранее октября 1943 (наличие турели говорит, что это модель A-20G или более поздняя). Светлая обшивка и номер Ф-216 позволяют предположить, что самолёт успешно закончил войну и в 1946-м был передан в ведомственную авиацию. Номер вида «Ф-000» никогда не применялся на военных машинах. Это официальное обозначение самолётов аэрофотосъёмочных отрядов ГУ геодезии и картографии. Обозначение «Ф-216» частично перекрывает красную звезду на хвостовой части, то есть было нанесено позднее, после закраски армейских опознавательных знаков.

Погибший самолёт аэрофотосъёмочный, а значит, дата катастрофы не может быть раньше апреля-мая 1946 года. До этого времени все «Бостоны» находились в составе ВВС. Снятие с эксплуатации последних А-20 в авиации ГУГК произошло после 1953 года.

Вывод: самолёт с наибольшей вероятностью принадлежал Новосибирскому АГП и потерпел катастрофу в 1946 году.

Точка сборки

«Пазл» в один момент сложился благодаря случайности. Один из наших поисковиков побывал в музее бывшего предприятия № 8 (Новосибирского аэрогеодезического предприятия), а ныне АО «ПО «Инженерная геодезия», где сохранился альбом «Памяти товарищей». Один лист оказался посвящён погибшему экипажу А-20 «Бостон» «СССР Ф-216», потерпевшему катастрофу 3 сентября 1946 года, командир Пётр Паршутин, штурман-аэросъёмщик Иван Иванов, борттехник Н. Журавлёв, бортрадист Л. Н. Головня, старший авиатехник Семён Решетников (летел пассажиром). Самолёт был передан из Московского аэрофотосъёмочного отряда, а до Новосибирска не долетел.

Почему данных по самолёту и экипажу нет в архивах? Судно потерпело катастрофу при передаче (перегоне) в другой авиаотряд и регион. В Московском АФО самолёт и экипаж были сняты с учёта. А в Новосибирский АФО «Бостон» не долетел, поэтому и экипаж в штат не был принят. В кадровых приказах по предприятию за этот период есть только приказ об исключении из списков старшего авиатехника Семёна Решетникова в связи со смертью. Других нет, неизвестны даже их имена. Очевидно, возвращавшийся с приёмки самолётов и летевший пассажиром авиатехник Решетников был единственным штатным работником Новосибирского АФО. Остальные только должны были стать «новосибирцами». Не довелось. Остаётся неизвестным, был ли похоронен экипаж, да и было ли что хоронить.

Конец «сенсации»

Считаю необходимым спекуляции на этой теме прекратить. «Сенсация» закончилась, это не самолёт АЛСИБа и не самолёт-шпион. Это прошедший войну боевой «Бостон», переданный в аэрофотосъёмку, но не успевший в её составе поработать. А люди, погибшие в этом самолёте, достойны памяти. Будет правильно установить на месте катастрофы хотя бы памятный знак с именами и датой гибели. Документы о катастрофе и экипаже мы продолжаем искать. Поиск всё-таки не закончен. Если у вас есть какие-либо сведения, обращайтесь по электронной почте akira.62@mail.ru.