Красноярский зоопарк каждый год доказывает свою уникальность

Парк флор и фауны «Роев ручей» сразу же, с момента появления, стал одним из брендов Красноярска.

Парк флор и фауны «Роев ручей» сразу же, с момента появления, стал одним из брендов Красноярска.
Андрей Горбань

Парк флор и фауны «Роев ручей» сразу же, с момента появления, стал одним из брендов Красноярска. В принципе, не имея сопоставимых по формату, месторасположению и территориальным объёмам площадок в городе и крае, зоопарк мог бы вполне успешно существовать в первоначальном виде. Однако «Роев ручей» ежегодно удивляет красноярцев новыми идеями. «Ночной зоопарк», концерты в зоопарке, новые комплексы для уникальных животных, маркетинговые акции – экономика впечатлений обретает здесь зримые очертания. О том, как задавать тренды в муниципальном учреждении, «МК» беседовал с директором учреждения Андреем Горбанем.

Однажды ночью

– Как появилась идея «ночного зоопарка»?

– Всё началось с требования законодательства – ночная подсветка вольеров. Сначала подсветили жилище приматов. Увидели, что это и обезьянам полезно, и выглядит хорошо. Затем подсветили пруд, другие вольеры. И решили поделиться с красноярцами этой красотой.

Традиционно считается, что зоопарк – исключительно детский вид досуга. Однако наблюдения за животными интересны в любом возрасте. Кстати, это отлично снимает напряжение. Кроме того, ничего подобного в городе никогда не было. И мы разработали два вида вечернего времяпрепровождения.

В будни с 19 до 20 часов можно купить билет на треть дешевле и побродить по парку до 22 часов, в выходные и праздники до 23 часов. Также это «Летние вечера» – различные мастер-классы, перформансы, чтение вслух, тихая, лиричная музыка. Всё это удивительным образом гармонирует с зоопарком, подчёркивает очарование прудов и фактории. Уже два раза за лето провели «Ночь в зоопарке» с экскурсиями, во время которых показывали ночных животных в естественной для них вечерней среде. Защитникам животных сообщаю заранее: участвуют только ночные животные, для которых дополнительное движение только на пользу.

Оскал рынка

– А много ли «защитников животных», желающих проконтролировать, всё ли в порядке в зоопарке? Ну, там, докладывают ли тиграм мяса, есть ли где разгуляться тапирам?

– Бюджетные проверки – дело нужное. В более широком формате сегодня проходят общественные проверки. Насколько это полезно, пока непонятно, ведь механизм новый. Удручает множество некомпетентных вопросов, отнимающих время. Причём запрашиваются сведения, которые мы регулярно публикуем в открытом доступе.

– А есть жалобы на высокую стоимость билетов?

– Почему-то многие считают, что в стране, где инфляция достигает десятка процентов, всё может дорожать, но только в зоопарке сохраняются бесплатные корма для животных и дармовая электроэнергия. Те же бананы напрямую связаны с курсом доллара. Где-то можно выгадать, например, на закупках мяса, что мы и делаем. Но в остальном, так же, как все, зависим от экономических условий.

Вся выручка идёт на развитие парка. Мы – предприятие некоммерческое, работаем не ради извлечения прибыли. Конечно, есть базовое, бюджетное финансирование, но оно покрывает только основные расходы, остальное мы покрываем за счёт поступлений от продажи билетов и арендаторов. Работники горхозяйства давным-давно не приезжают к нам с шефской помощью по уборке и вывозу мусора. Мы живём в рыночной экономике.

– То есть, чтобы развиваться, зоопарк должен зарабатывать, и немало?

– У меня как директора МУП сейчас два маркетинговых направления. Первое – это бизнес потребителя. Наши посетители должны получить в зоопарке больше впечатлений и положительных эмоций, чем ожидали. Только в этом случае они придут ещё раз, чтобы посмотреть, что мы ещё «учудили». Второе – это маркетинг власти. Я должен регулярно объяснять, что зоопарк нужен, что его необходимо поддерживать.

Живая «Гиперборея»

– Лето – горячий сезон. «Роев ручей» активно строится, расширяется… Что опять задумали?

– Планов много. Во-первых, перестроим входную группу. Вместо ларьков сделаем нормальное здание с пятью кассами, чтобы снять неудобства с очередями в пиковые часы.

Прямо сейчас закладываем новый комплекс для северных животных с рабочим названием «Гиперборея». Запланирован роскошный вольер для белого медведя Седова, которого мы просто обязаны вернуть в «Роев ручей» перед Универсиадой, не позднее осени 2018 года. Но для этого нужно создать приемлемые условия. Сейчас у него бассейн площадью 500 кв. м и личная кондиционируемая комната.

С обиталищем Седова будет граничить территория для нерп – это красивые пловцы. Вольер для медведей и волков станет общим. Перегородим его небольшими заборчиками, чтобы волки смогли сбежать от медведей, если те в плохом настроении. Вот она, живая среда!

Далее разместим куньих. Планируем интересные вольеры для орланов – крупных и серьёзных хищников. Чехи подметили, что орлан атакует только сверху и никогда сбоку. Посетители, находясь внутри вольера, будут в полной безопасности! Затем вольер для ластоногих с амфитеатром. Там будут проводиться открытые репетиции по дрессировке.

– А пруды планируете перестраивать?

– Прежде всего, новый «Роев ручей» начнётся с реконструкции ложа прудов. Там нет даже нормальной ливневой канализации, всё делалось на скорую руку.

Ещё есть большая проблема – мы работаем на септиках, у нас до сих пор нет централизованного водоотведения. Сейчас справляемся, но с появлением большого количества бассейнов начнутся проблемы. Цена вопроса – около 50 млн рублей. Надо продумывать варианты. Привлекать власть, бизнес, жителей прилегающих коттеджных посёлков.

К экспериментам готовы!

– Вот у вас иллюминация ночная, а ведь тарифы на электроэнергию растут. Как с этой проблемой справляетесь?

– За несколько лет цена на электричество выросла в разы. А нам бюджет закладывают по прогнозной цене. И она не соответствует по итогу. Рассматриваем альтернативные пути. Например, солнечные коллекторы для горячей воды – у нас вполне возможно греть воду солнцем с апреля по ноябрь. Разовые затраты достаточно высокие, зато потом дармовое тепло. Единственная проблема, что в Красноярске нет фирм, которые бы серьёзно занимались не только продажей и установкой, но и, самое главное, обслуживанием. За этим будущее.

Сейчас поставили автоматические котлы, на пеллетах, минимум вдвое дешевле электричества. Хорошо бы сделать котлы на газе, но опять же магистрали нет, а сжиженный газ сам по себе дорогой, и оборудовать специальные ёмкости под наши нужды – также влетит в копеечку.

Думаем над тепловыми насосами. Много тепла выбрасываем на улицу из акватеррариума, там 25 градусов, активная вентиляция – необходимо это тепло утилизировать.

Готовы выступить экспериментально-демонстрационной площадкой. Если кто-то предложит свои работающие технологии – милости просим. Пусть красноярцы приходят и видят, что, например, это здание отапливается солнечным коллектором, а это тепловым насосом. В одном из чешских зоопарков стоит счётчик, мол, столько-то электричества мы сэкономили благодаря такой-то технологии.

– Вот в акватеррарирум я и не зашёл. Думал, платный вход, ещё один билет брать…

– Вот это наша недоработка. На самом деле, у нас общий билет на все экспозиции. Акватеррариум – один из лучших в России и даже в Европе. Богумил Крал – гуру зоопаркостроения, построивший пражский зоопарк, который входит в мировой топ-10, – увидев наш акватеррариум и то сказал: «Вы, русские, настолько сумасшедшие, что содержите такие сложные экспозиции».

Мы ведь там делаем морскую воду, чтобы содержать морских рыб. Сформировать морской биобаланс очень сложно. Разница между пресноводным и морским акватеррариумом, как между чёрно-белым и цветным фото, колоссальная. Все специалисты у нас уникальные. Городу просто повезло, что у нас практически на одном энтузиазме работают профи мирового уровня.

Животный тир

– А может, всё-таки животным лучше в живой природе? Некоторые со слезами на глазах жалеют животных, мол, бедные зверушки мучаются в клетках…

– У нас живут два белых медведя, изъятых из живой природы малолетками. Они выросли у нас на руках. У обоих матери погибли. Феликс сам прибился к полярникам, истощавший. Аврору нашли во льдах, случайно. Остальные же…

Как может страдать животное, которое в третьем или четвёртом поколении живёт в зоопарке? Они такие же, как мы, скучают по общению, если нет посетителей, будут носиться по клетке, – не могут без публики. Кроме того, животное живёт дольше в зоопарке, чем в суровых условиях дикой природы. Например, медведи живут 15 лет в среднем, и добавьте высокую смертность – из помёта выживают единицы. Наши мишки живут по 25 лет, не меньше. И выживаемость новорождённых 99%.

Или другой пример. Осенью родилась Радуга, жирафёнок. Мама её проявила агрессию, не подпускала малышку к себе – чуть не растоптала (такое тоже случается). И вот мы имеем на руках африканское животное с нулевым иммунитетом, который передаётся с молоком матери. В итоге наши сотрудники синтезировали жирафье молоко, и Радуга пила его без каких-либо осложнений. Постепенно создали ей иммунитет. Построили ей солярий, дикое животное с удовольствием принимала процедуры. В природе бы её ничто не спасло.

Одна из задач зоопарка – генетический банк планеты. В зоопарках живут звери, которых уже нет в природе или вот-вот не станет. Олень Давида, к примеру. Китайцы у себя его умудрились истребить, и лет 300 они жили в Поднебесной только в императорском зоопарке. Далее случилось наводнение, часть животных сбежала и погибла. В 1900 году случилось Боксерское восстание, всех животных перебили, зоопарк сожгли.

Буквально лет за 30 перед этим император в порыве щедрости подарил около пяти десятков оленей Давида европейской элите. И вот недавно оленей вернули наконец-то в Китай.

Великая Отечественная война косой прошлась по зубрам в Беловежской пуще. В живых остались только те, что находились в зоопарках. По данным Всемирного общества защиты животных, за последние 40 лет поголовье диких животных и рыб во всём мире сократилось в два раза. Также вдвое сократилась площадь лесов.

Проблема сохранения далеко не настолько надуманная, как может показаться. Человечеству грозит фиаско, скоро мы останемся без животных и птиц. Когда в дикую природу вторгается дикий человек, животным гораздо безопаснее в зоопарке.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 10 августа 2016

Заголовок в газете: День открытых зверей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру