Год живописи: внутренний монолог художника

Владимир Хомяк: «Работы делаю честно, а там видно будет!»

Владимир родом из Якутска, но практически всю свою взрослую жизнь провел в столице Красноярского края. Художник Хомяк – серьёзен, скуп на слова. И не только потому, что его профессия предполагает другой способ самовыражения и разговора с миром и людьми– на холсте, при помощи кистей и красок. Но очевидно и потому, что характер у него, похоже, сдержанный, серьезный. Он немногослоен. Как и полагается по-настоящему глубоким людям с сильным характером, мужским и четким, тонким и чувственным восприятием мира одновременно.

Внутренний монолог мастера подслушал корреспондент «МК», не разбавляя своими оценками или вопросами. Похоже, Владимир Хомяк в них просто не нуждается.

«Что такое талант? Я вот понял про себя только то, что есть склонность к живописи, когда отучился в художественном училище. До этого времени не осознавал… Серьезно занимался гиревым спортом. Тренер поставил вопрос ребром – спорт или искусство? И тогда я сделал выбор… Дети все любят рисовать, а художниками становятся единицы».

«

После детской художественной школы в Якутске прошел учебу в училище имени Петра Романова. В Красноярск попал случайно. На север летом приезжает много выездных вузовских комиссий. Я, конечно, искал какой-нибудь художественный институт, но никак не мог найти. А мама, которая за меня переживала и ходила со мной по презентациям, вдруг мне говорит – посмотри сюда, вот плакат какого-то красноярского художественного института! Тогда из вуза приезжал на отбор абитуры знаменитый Юрий Федорович Заварзин, взял у меня документы, так я и попал в краевую столицу. Понравился мне город, нашел именно в этом мегаполисе свою вторую половинку, как-то все закрутилось здесь все!

Потом обучался в Российской академии художеств, руководителем мастерской живописи был легендарный академик, народный художник России Анатолий Левитин. Пошли всякие конкурсы, участвовал в один год в 24 молодежных выставках! Это большие события для молодого художника! Гранты завоевывал, Третьяковка тоже проводила отбор лучших среди молодежи. Плотно тогда государство занималось нами. И после всей этой включенности понял окончательно: картины – это мое».

«Раньше писал целями днями. Сейчас, когда есть семья, на живопись уходит несколько часов в день. Влияет многое. Смотря какой порыв: выставка если на носу, к примеру, то пишу до глубоко ночи. Музы я жду…Она сама приходит, когда работаешь. Настроение формирует общий круг вокруг мастера: когда в семье все хорошо, тогда и работа движется успешно. Иногда пишу очень быстро утром начал, к вечеру закончил. И написано хорошо, вдохновение. А иногда работа должна отстояться – год пройдет, потом к ней возвращаешься. Устаешь, что ли. А новым взглядом посмотришь и буквально за пару дней доделываешь».

«У меня был такой период в три года - после института и до академии. Пытался сам писать, без наставников. Пейзажи, натюрморты, портреты. Первые два вида живописи – самые любимые жанры. Я нередко езжу по заброшенным, снесенным деревням. А все это переходит в мои работы, показываю людям. Мол, смотрите на утраченное, какой бы фантазийный быт. Я вообще пишу старину, собираю свои трофеи, специально еду за ними. По старым американским картам. Сейчас выбираюсь в глубинку меньше».

«В детстве больше все же любил природу. Я вырос на реке Лена, там природа, зима, рисовал зубной пастой снег. Чтоб чисто белый был».

«Самое большое внутреннее чувство удовлетворенности – это когда видишь, например, на выставке, свою работу и осознаешь, что они сделаны достояны, тогда возникает то непередаваемое чувство. Живопись не кормит, к сожалению. Преподаю в институте. С 2009 – старший преподаватель кафедры «Живопись». Мне нравится общаться, работать со студентами. Они чистые, белые, как холст. Что им говоришь, они все впитывают. Но наша задача как наставников рассмотреть в них личности. Но, главное, им надо свою душу помочь открыть, чтобы они себя увидели. Некоторые себя пока не понимают: как себя показать, как выплеснуть то, что накопилось внутри молодого мастера».

«Есть у меня серия работ, когда я как бы оживляю старый Красноярск. Беру старые гравюры, фотографии, отрисовываю, привношу свое видение, чтобы было интереснее. Вот, например, место, где сейчас стоит администрация края, там была белокаменная церковь, карусель. Я Красноярск очень полюбил, Енисей, Кача. Половить рыбу, пописать пейзажи, красота! Я сам рыбак, охотник. Еще Хакасия открылась с озёрами. Чудные места!»

«Не писать я не могу, как говорится, иначе ломает! Кошмар тогда полный наступает! Бывает, что недели две не работаешь. Но это максимум!»

«Современный художник должен на мой взгляд обладать такими качествами: откликаться на новые вызовы, иногда приходится в таких рамках – темах работать, как раньше никогда не делал. Со своими работами, когда находится покупатель, ценитель, расстаюсь легко. Хотя жена говорит, мол, что ты так отдаешь, приберег бы... Но я знаю, что будут еще! Вообще интерес к живописи в регион очень высокий. И художественное сообщество очень развито, и интерес зрителей довольно велик. Выставок много!»

«Без красоты вообще – музыка, поэзии, живописи – человеку куда? Но я считаю, что Красноярску пока не хватает большой, светлой, емкой галереи, чтобы были все виды искусства изобразительного в одном месте! И скульпторы, и живописцы, и прикладники. Тогда все бы знали, куда идти, в одно общее место для встречи с прекрасным. У нас есть шикарные мастера. А вот за рубежом мне не все нравится».

Проект "Год живописи" проводится издательским домом "Коммерсантъ Красноярск" при поддержке "МК" в Красноярске".  Партнер проекта — банк «Восточный».

Фото: Владимир  Хомяк

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру