Как выживают издательства под натиском цифровых носителей

Мнение: читать Пушкина с экрана - не комильфо

Считается, что электронные носители постепенно вытесняют бумажные книги и печатные СМИ. Их век миновал? Однако красноярские издательства продолжают работать, несмотря на распространение цифровых технологий. Есть ли будущее у печатного слова - узнавал корреспондент «МК».

Мнение: читать Пушкина с экрана - не комильфо
Коллаж: Сергей Гуськов

«Я не открою тайны, сказав, что в издательском деле появились определенные трудности, – говорит руководитель издательства «Тренд» Николай Истомин. – Люди стали чаще пользоваться электронными книгами и находить нужную информацию в интернете. А читать в целом стали меньше. По самым скромным подсчётам, читательская аудитория в Красноярске по ёмкости рынка уменьшилась на треть».

Типография «Касс» работает 15 лет. Заместитель директора по производству Екатерина Лорай отмечает: «Падает количество наименований, писатели стали реже издаваться, потребности в издательствах сократились. К тому же книжный рынок так хорошо и мощно заполнен массовой литературой, что писателю из сибирской глубинки сложно найти своего читателя ».

Тем не менее, издательства продолжают искать и публиковать сибирских писателей. Сколько удаётся выпустить за год – зависит от производственных мощностей. Если «Касс» может издать до трёх десятков наименований книг, то «Тренд» и «Растр» – максимум две-четыре книги в год. При этом, как уверяют специалисты, в 90 % тираж не превышает тысячи экземпляров. Но и такой тираж в наше время считается роскошью. В основном печатают 300-500 штук. После выхода в свет книги распространяются по библиотекам, сборники расходятся по авторам.

Ещё одна проблема – ценовая политика. По словам Екатерины Лорай, в последнее время рентабельность полиграфических предприятий близка к нулю. «Все стараются держать цены на прежнем уровне, а материалы дорожают. Выходит, затратная часть растёт при падении выручки, потому что полиграфические материалы – это импортное сырьё. Бумагу мы используем китайскую. Буквально работаем на китайскую промышленность. А ведь когда-то работали на отечественном сырье, хотя это было давно», - рассказывает г-жа Лорай.

Не удивительно, что большие тиражи дешевле печатать в зарубежье.

«Ни в одной стране мира бумага столько не стоит, – возмущается директор «Тренда» Николай Истомин. – Мы - лесная страна, у нас этой бумаги «как гуталину» должно быть. А в действительности очень многие издательства печатают за границей – гораздо дешевле отпечатать продукт там и не платить пошлину за ввоз бумаги. А это, как вы понимаете, убивает локальное производство».

Что же помогает держаться на плаву? Как отметили эксперты «МК», поддержку издательскому делу оказывает краевая грантовая программа «Книжное Красноярье», которая запущена в 2007 году. В её рамках на конкурсной основе издаётся детская литература, книги краеведческой тематики, произведения красноярских авторов.

«Программа «Книжное Красноярье» – единственная наша опора. Благодаря ей книгоиздание в крае ещё живо. Такая помощь существует далеко не во всех регионах РФ», - поделился руководитель издательства «Растр» Юрий Кирюшин.

Сейчас в Красноярске нет ни одного издательства, которое смогло бы выпустить произведение автора за свои деньги, в надежде заработать на продажах. Ведь помимо расходов на печать нужно заплатить авторский гонорар, а также потратиться на дальнейшую реализацию продукта. В лучшем случае получится сработать «по нулям», в худшем – уйти в минус. Поэтому без привлеченных средств не обойтись. Вот и ищут издательства и сами авторы «инвесторов». Либо издательство выпускает книгу-другую на «излишки» с рекламной полиграфии - что называется «для души».

«На одном только книжном издательстве однозначно не выжить. Объем книжной продукции не превышает 30 % по отношению к рекламной листовой продукции, а по загрузке печатного оборудования и того меньше – около 10 %. Остальную долю занимает коммерческий продукт, выручает наличие полиграфической базы», - поясняет Екатерина Лорай.

Кроме грантовой поддержки книгоиздателей выручает ежегодная книжная ярмарка КРЯКК, где можно не только реализовать свои издания, но и пообщаться с коллегами-единомышленниками, обзавестись полезными контактами и найти заказчиков.

И все же что заставляет издателей до сих пор оставаться в этом «нехлебном» деле? Генеральный директор «Тренда» не нашел этому разумного экономического объяснения. «Кто-то, допустим, раз в месяц куда-нибудь летает. Но для меня лучше выпустить две книги в год, если никто кроме меня за 20 лет этих авторов не издал, а ведь они достойны, чтобы о них узнали. Так у нас было с поэмой «Столбы» Александра Яворского, первого директора заповедника «Столбы». Книгу он написал в 1930-х годах, будучи репрессированным. Прошло 80 лет – но никто не пошевелился. А я взялся».

Как бы ни сгущались тучи над красноярским издательским бизнесом, ценители печатного дела не опускают рук и планируют пережить время нестабильного финансирования с верой в бумажную книгу. Прежде всего, надеясь на нас, читателей. «Недавно казалось, что театры теряют влияние, а кинозалы полностью займут нишу. Но посмотрите: сейчас в красноярских театрах аншлаги. Если это стоящее, настоящее – оно все равно останется. Согласитесь, разве можно в цифровом формате читать Пушкина? Это несерьезно. Истинные ценители меня поймут», – резюмирует Юрий Кирюшин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 11 мая 2016

Заголовок в газете: Печатный пресс

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру