Под Красноярском найдены останки американского бомбардировщика

Судьбу летательного аппарата восстановил отряд поисковиков

Спустя более полувека подробности гибели летательного аппарата прояснились. Среди селян давно ходили легенды об американском самолете, потерпевшем крушение в тайге недалеко от железнодорожной станции у поселка Снежница. Со временем уже мало кто мог вспомнить даже точную дату катастрофы. Но говорили, что это произошло точно после войны…

Судьбу летательного аппарата восстановил отряд поисковиков
Поисковики обнаружили штурвал "Бостона". Фото: Вячеслав Филиппов

Случай и труд

В ходе расследования группы поисковиков Военно-инженерного института СФУ под руководством подполковника запаса Вячеслава Филиппова, обломки ранее неопознанного самолета открыли потомкам потёртую историей тайну, проступившую сквозь толщу десятилетий.

Двигатель "Бостона" под Снежницей. Фото: Вячеслав Филиппов
«Наша первая экспедиция в предполагаемый район катастрофы состоялась осенью 2014-го, — рассказывает Вячеслав Филиппов. – Мы предположили, что это был ленд-лизовский С-47 или его советский аналог — Ли-2. В имеющемся у нас списке авиакатастроф самолетов как военных, так и гражданских, подобная катастрофа в 1946—1947 годах в этом районе не значилась. Мы понимали, что с датой могут быть накладки — свидетели, в момент крушения бывшие детьми, как правило, хорошо помнят само происшествие, но частенько путают даты».

Возвращаясь со второй экспедиции, поисковая команда буквально по воле случая наткнулась на обломки воздушного судна и зафиксировала координаты. 

«Теперь уже не было сомнений, что место катастрофы — станция Снежница, — вспоминает поисковик Александр Матвеев. — С третьего захода мы обнаружили стойки шасси, искореженный взрывом масляный бак. После осмотра деталей выяснилось, что это никакой не Ли-2, а самый что ни на есть чистокровный «американец» — бомбардировщик А-20 «Бостон»».

По условиям ленд-лиза, после войны исправные самолеты должны были возвращены США или уничтожены. Но «Бостоны» до середины пятидесятых трудились на благо народного хозяйства в качестве самолетов аэрофотосъемки и метеослужбы. Наш «ветеран» мог входить в состав авиаотрядов Главного управления геодезии и картографии или к гидрометеослужбе, как раз в 1946 году им было передано несколько десятков «Бостонов».

Пять копеек

В Государственном архиве Красноярского края нашлись только три документа по авиации геодезического ведомства: о размещении семей летно-технического состава в Красноярске и о предоставлении места для ремонта самолетов на острове Молокова. Немного. Тем не менее, стало ясно, что в Красноярске существовала авиабаза гидросамолетов Новосибирского Аэрогеодезического предприятия ГУГК при СНК СССР.

"Бостон". Фото из архива Росавиации
«Версия о том, что самолет принадлежал геодезистам, требовала подтверждения, и мы вновь отправились в тайгу, — продолжает рассказ Вячеслав Викторович. – В горелой земле были обнаружены приборы, которые подтверждали: самолет использовался для метеорологических и геодезических наблюдений. Но главное — мы убедились в том, что катастрофа послевоенная: были найдены фрагменты советского парашюта, не форменная пуговица от одежды и… пятикопеечная монета чеканки 1946 года. И все-таки пока не понятно, метеоролог это был или геодезист».

Продолжили работу с архивами. В архивном фонде Гражданской авиации удалось найти обрывки информации о ведомственных авиаотрядах. Однако документы сообщали, что в 1946-1947 годах не происходило ни одного крушения «Бостона» на территории Красноярского края.

«Чтобы продвинуться в поисках, мы решили снова обратиться к очевидцам, — рассказывает Филиппов. — И один из них, бывший житель поселка Юрий Ольхин сообщил, что вероятно это произошло в конце сентября 1951 или 1952 года. Стояла плохая погода — низкая облачность, дождь вперемешку со снегом. Самолета сначала не было видно, только звук двигателей. Звук был громче обычного, с металлическим скрежетом. Бомбардировщик терял высоту и, снижаясь над лесом, задел высокую лиственницу, срубив её. После падения сгорела вся центральная часть самолёта, экипаж погиб».

Секретное предприятие 

Продолжили поиски в Государственном архиве Новосибирской области, где, увы, сначала не обнаружилось документов аэрогеодезистов. Появилась версия. Работы с картами всегда имели гриф секретности, и мы предположили, что у предприятия было закодированное наименование, например, «П/я № 47». И точно: геодезисты именовались как «Предприятие № 8».

В 1946 году Новосибирский аэрофотосъемочный отряд получил в распоряжение несколько б/у самолетов А-20 с заданием испытать, переделать в аэрофотосъемочный вариант, опробовать в работе. «Бостоны» прибыли без инструмента, запчастей, запасных моторов. Тем не менее, самолеты успешно освоили. 

Поисковики просмотрели все документы 1946-1953 годов, имевшиеся в фонде. Они оказались исключительно производственного характера, причем наземного. И всё-таки одно упоминание о летчиках удалось найти — «Материалы собрания партхозактива за 1950 год»:

«…Чудинов, начальник предприятия: Отвечу на вопрос. Когда летный отряд избавится от этой хваленой техники? Сейчас у нас два пригодных самолета, два самолета требуют ремонта, остальные поступят из Московского АФО. Катастрофы произошли по недисциплинированности летного и технического состава.
Чуркин, бортрадист: В аэропортах на «Бостон» смотрят как на чудо — зеленый, но не военный. Американский знак закрашен, как попало написано «СССР Ф-293». В аэропортах мы никому не нужны, нас не обслуживают, не умеют. Приходится одной заправкой обходиться».
– Два сухих абзаца стенограммы совещания дали богатую пищу для выводов, — рассказывает Вячеслав Филиппов. — В гражданском воздушном флоте представителей ведомственной авиации, бывших военных летчиков, за «своих» не считали. Фронтовики, привыкшие к самостоятельным решениям и экстремальным действиям, много раз спасавшим жизнь в воздушных боях, не всегда сразу могли адаптироваться к монотонному труду мирного времени, душа не лежала. В первые послевоенные пятилетки случались в больших количествах лётные происшествия с участием асов второй мировой.

Снова проблема: данных о катастрофах Аэрофотосъемочного отряда Новосибирского АГП ГУГК в документах нет. В отчетах за 1950 и 1951 годы подробно расписывались травмы рабочих наземных партий, запои, переломы и больничные, а об экипажах — одной строкой: «…низкая дисциплина в лётном отряде привела к катастрофам с гибелью людей». Больше ни слова.

И всё же в недрах архива Росавиации удалось найти информацию о самолёте, разбившемся в Снежнице, — в переписке между Главным управлением ГВФ и Красноярским Управлением ГМС:

«…11 октября 1950 г. в 25 км от Красноярска произошла катастрофа с самолетом аэрофотосъемки А-20 под управлением пилота Прилепко. Прибывший на место представитель ГУ ГВФ тов. Радугин приступил к расследованию указанного случая без участия представителя Красноярского УГМС, которое даже не было поставлено в известность об этой катастрофе.

Заместитель начальника ГУ ГМС Урываев».

Итак, катастрофа произошла 11 октября 1950 года. Самолет А-20 «Бостон», бортовой номер Ф-341, разбился в районе станции Снежница. Экипаж: пилот Прилепко А. А., штурман-аэросъемщик Воробьев В. Е., бортмеханик Блинов Г. С., бортрадист Вареных Н.К., бортоператор Корнева М.А.

В мирном небе

В «Классификационной карточке» пилота борта Ф-341 осталась фотография три на четыре и лаконичная биография: «Пилот Прилепко Алексей Александрович, 1921 г. р. Окончил Новосибирскую авиашколу летчиков в 1940 г. Летает на По-2. Присвоен 3-й класс. Протокол № 122 от 24.03.1949 г. Западно-Сибирское управление ГВФ. На 1 марта 1949 г. налёт 2028 часов, из них ночью 1071 час».

Сайт «Подвиг народа» сообщает, что лётчик — настоящий герой войны. На фронте с 19 июля 1942 года в 13-м гвардейском полку авиации дальнего действия. Летал опять же на «американце» — правый пилот, командир бомбардировщика В-25 «Митчелл». Работал по объектам в глубоком тылу врага. На 17-м боевом вылете был сбит зенитной артиллерией над Смоленском, покинул самолет с парашютом. Вышел к партизанам. Несмотря на тяжелые ожоги, воевал в составе отряда. После возвращения в часть продолжил боевую вахту. Закончил войну гвардии старший лейтенант Прилепко в Чехословакии — заместителем командира эскадрильи дальних бомбардировщиков, кавалером трех орденов Красного Знамени и ордена Отечественной войны I степени. На счету — 223 успешных боевых вылета.

После окончания войны многие асы Великой Отечественной остались не удел и искали любую возможность продолжить лётную работу. Для многих шансом стала именно ведомственная авиация. К сожалению, доставшаяся геодезистам и метеорологам изношенная на фронте техника уносила с собой много жизней. И герои уходили вместе со своими боевыми машинами.
— Благодаря проделанной поисковиками работе можно с уверенностью утверждать, что в происшествии в Снежнице нет вины лётчика. Причиной катастрофы явилось стечение неблагоприятных факторов: неисправность мотора и кратковременный густой туман, закрывший землю — говорит Вячеслав Филиппов. – И теперь, что очень для нас важно, погибший экипаж перестал быть безымянным.
Погибший экипаж похоронен в братской могиле на Заельцовском кладбище в Новосибирске. А красноярские поисковики намерены поставить на месте катастрофы памятный знак, пригласить на его открытие жителей Снежницы, чтобы рассказать им о тех, кто погиб за карту Родины.


P. S. Всех, кто что-либо знает и может сообщить о катастрофах военных и гражданских самолетов 1930-1950-х годов на территории Красноярского края, просим писать на электронный адрес Вячеслава Филиппова: akira.62@mail.ru.

Сюжет:

День Победы

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 11 мая 2016

Заголовок в газете: Последний Бостон

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру