Сибирский моряк познакомился в США с Джоном Кеннеди

Негероические воспоминания о виски, сытости и Кеннеди

Про военные подвиги Василия Алексеевича Чанчикова в своё время опубликованы очерки в книгах и газетах. А вот его бытовые вспоминания о посещении США в годы войны остались за кадром. В СССР такими деталями не все делились даже во время кухонных разговоров. Поэтому здесь я напишу о «негероических» впечатлениях моего любимого деда.

Негероические воспоминания о виски, сытости и Кеннеди
Фото из семейного архива Чанчиковых

В годы ВОВ Василий служил на Тихоокеанском флоте. Конечно, рвался на западный фронт, на передовую, но военные моряки дислокацию не выбирают. Был приказ охранять восточные рубежи. Впрочем, повоевать ему тоже довелось. Но не с немцами, а с самураями — так называл мой дед японских и корейских вояк. А еще в разгар войны он побывал в США и даже сфотографировался с Джоном Кеннеди. Но обо всем по порядку.

Весь 1943-й год СССР активно закупал новое вооружение в США. К технике прилагались и технологии, которые нужны были советским военным. И моего деда-моряка отправили принимать новую технику. Так он очутился в «эпицентре» капитализма. Многое потрясло молодого сибиряка. Американские реалии решительным образом отличались от того, что он читал в советских газетах. Василий застал Соединённые штаты богатыми и благополучными.

Первое яркое впечатление — поезда. Никаких теплушек! И даже плацкартов. Только мягкие купе на двух пассажиров. Негр-проводник. Василий разговорился с классово близким элементом. Тот рассказал, что получает 500 долларов зарплатой и столько же - чаевыми за месяц. Чтобы понять, сколько это «на наши деньги», моряк попросил негра пересчитать его заработок… в пшеничной муке высшего сорта. Сколько «крупчатки» можно купить за 1000 долларов? Две тонны! Василий не мог в это поверить. Негр кормил не только свою многодетную семью, но еще человек 30 менее успешных родственников. Угнетенный элемент! Жертва злобного империалистического оскала!

Русских американцы встречали тепло. Командировочных почти не было, но наших моряков угощали в барах вискарём. Однажды советские моряки натощак выпили по пять полных стаканов бочкового виски (самогон самогоном, - говаривал дед). Янки заключали пари и визжали от восторга. Наутро моряков мучило жуткое похмелье. Спасла горчица, которая стояла на столах в армейской столовой. Кислая, жидкая, вприкуску с хлебом она хорошо снимала тошноту.

В почтовых отделениях на стойке - бесплатные открытки. Коммунизм! Только не из картона как у нас, а холщовые, твердые, писать можно на одной стороне, на другой - картинка (с рекламой, видимо). И посылаешь по Америке бесплатно! А в Майами сигареты странно отличаются по цене: в центре города дороже, а на набережной - сущие копейки. И три звездочки на пачке. Курнешь - и как сто граммов выпил. Весело так…

«Моторы у янки мощные, надежные, — вспоминал дед. — Автоматика, приборы. А катера неповоротливые, с койками в каютах. Как на таких воевать? («Идеология» торпедных катеров различалась: советские были быстрыми, но имели малый запас хода, применялись для охраны портов и морских караванов, американские же использовались для длительных переходов между островами).

Поразила Василия экономика изобилия, способность американцев штамповать и торговать. Платья весеннего сезона чуть ли не на вес продавались уже осенью. Покупать их белые люди не хотели. Так же - обувь. Познакомился Василий с владельцем небольшой фабрики. Тот предложил моряку купить прошлогодние модели по 50 центов за мешок. А обувь - просто чудо. Черные лаковые туфли, мужские и женские. Голливуд! Тут у Василия коммерческая жилка открылась. Прикупили с товарищами, спрятали в моторных отсеках под ветошью. Позже во Владивостоке удачно обменяли в местном театре на муку и табак.

Вот семейная реликвия - групповое фото советских и американских моряков, датированное 1943 годом. На обратной стороне подписаны фамилии: один из моряков - Джон Кеннеди. Лицо, правда, особенно не разглядеть. Навел справки и выяснил, что будущий 35-й президент США действительно служил на флоте. Сначала в штабе, после был назначен командиром торпедного катера, участвовал в боях, был ранен.

Надо сказать, что фотографий Джона Кеннеди тех времен в принципе не много. На снимках военных лет Кеннеди по-юношески худ и скромен - на широко известный образ, который сложился уже после войны, мало похож. Так что, вполне возможно, мой дед Василий действительно пересекался по службе с будущим президентом США.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 4 мая 2016

Заголовок в газете: Мой американский дедушка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру